Контракт с подтекстом
Китай и Украина готовы активизировать военное сотрудничество...![](/sites/default/files/main/articles/14022013/ukr.jpg)
Об этом заявили украинский премьер-министр Николай Азаров и министр обороны КНР генерал-полковник Лян Гуанли, недавно посетивший Украину. Напомним, протокол о сотрудничестве был подписан еще в 2010 году после визита в эту страну Президента Украины Виктора Януковича.
Интерес Китая очевиден: прежде всего, это — получение украинских технологий, и работу в этом направлении он ведет уже давно. Скажем, стремится производить у себя авиадвигатели украинской разработки и ранее выражал готовность купить лицензию на производство АИ-222-25, которыми оснащаются российские учебно-боевые Як-130. Председатель ПАТ «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев в свое время отметил, что в КНР уже создают собственные учебные самолеты, и запорожское предприятие ежегодно поставляет для них около 200 двигателей.
Сейчас же в СМИ появились слухи о том, что «Мотор Сич» рассматривает возможность продажи Китаю лицензии на производство двигателя Д-18Т, которым оснащен сверхкрупный транспортный самолет Ан-124. Правда, руководство компании заверило агентство «Интерфакс-Украина», что это не так: «Мотор Сич» модернизирует двигатель, увеличивая тягу с 24 до 29 тонн, и продажа лицензии не планируется.
Если это действительно так и «Мотор Сич» не уступит Китаю, то в конечном итоге только выиграет. Ведь проданная лицензия приносит производителю определенную прибыль, и в дальнейшем ее владелец получает возможность не только самостоятельно производить те же двигатели, но и экспортировать их. Китай известен как жесткий игрок, умеющий заключать выгодные соглашения.
Например, в 2009 году заключил из ФСК «Море» контракт стоимостью более чем $200 млн на поставку четырех десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». В дальнейшем покупатель получает техническую документацию и может самостоятельно строить эти корабли. Правда, украинская сторона уверяла, что только частично поможет в адаптации кораблей к китайским условиям, но передавать технологию полностью не будет.
Разумеется, что на невыгодные условия украинские оборонные предприятия соглашаются не от хорошей жизни — при отсутствии внутренних заказов приходится пользоваться малейшей возможностью заработать. Имея «запас прочности», можно диктовать более выгодные для себя условия. Так, когда Советский Союз создавал самолет Ан-124, двигатели для него решили сделать на основе Rolls-Royce RB-211-22. В 1976-ом для его закупки в Великобританию отправилась делегация, которая должна была закупить по меньшей мере восемь двигателей. Но англичане, понимая намерения советской стороны, соглашались продать только такое количество моторов, которого достаточно было бы для оснащения по меньшей мере сотни самолетов. Не получив образцы, советские конструкторы вынуждены были создавать Д-18Т самостоятельно.
Владение лицензией более привлекательно, нежели копирование техники. Ведь если ты не сможешь разгадать технологические секреты, это отразится на качестве вооружения. Так, на авиасалоне «Airshow China 2012» корпорация Aviation Industry Corporation of China представила авиационный турбореактивный двигатель Minshan. Он должен заменить двигатели АИ-222-25Ф, которые Китай покупает у Украины. Представители украинских компаний, изучив двигатель, заявили, что это комбинация нескольких разных существующих двигателей, которая в целом уступает украинской разработке. Сама китайская сторона признала, что он имеет топливную эффективность на 20% ниже, чем АИ-222-25Ф, а также уступает по другим параметрам.
Тем не менее, о склонности к незаконному копированию иностранных образцов вооружений и военной техники китайской стороны эксперты напоминали неоднократно. Достигает он этого, в частности, и в рамках военно-технического сотрудничества. Приводят такие примеры копирования отечественной техники, как самолеты Y-7 и Y-8 (модернизированные копии Ан-24 и Ан-12БК разработки «Антонова»), комплексы радиоэлектронной борьбы и приглушения китайской CATIC China Electronic Technology Import & Export Corporation (поразительно похожи на «Мандат» Б1Е украинской разработки). Строит Китай и два полигона, которые очень напоминают украинский тренировочный комплекс НИТКА, имитирующий палубу авианосца и предназначенный для отработки техники взлета и посадки самолета на авианосец. В 2011 году Национальный институт стратегических исследований даже отнес военно-техническую экспансию Китая к числу первостепенных новых внешних вызовов для Украины.
Украино-китайское сотрудничество постоянно вызывает недовольство России. Те же «Зубры» она считает своей технологией и заявляла, что без ее участия экспортировать эти корабли Украина не имеет права. Многие советские разработки имеют оба соседа, в определенных плоскостях страны конкурируют. В последние годы Китай даже неоднократно пытался приобрести образцы вооружения сначала у нее, а не у Украины. Но, скажем, радарные системы и ракеты «воздух-воздух» она продавать ему отказалась — в связи с пониманием того, что в дальнейшем Китай будет производить их сам, и опасение, что он сможет использовать против нее в гипотетическом конфликте.
Впрочем, Россия все-таки продает КНР вооружения. Более того, в 1990-х гг. она сама открыла Китаю путь к новейшим технологиям после периода, когда он не мог получить их ни от СССР, отношения с которым уже охладели, ни от капиталистических стран, которые не могли себе позволить вооружать коммунистическую страну. На тот момент Китай в военно-техническом плане значительно отставал от развитых стран.
Теперь основная проблема украинских оборонных предприятий заключается в том, что они финансируются в недостаточной степени, и это мешает появлению новейших разработок. Ведь более приемлемый вариант, это когда на экспорт идут технологии, которым на смену уже есть более новые. Их, в свою очередь, можно продавать после создания еще более современных образцов. То есть продавать оружие, от которого имеешь уже более мощную защиту, потому ты еще продаешь защитные системы, которые способны ее уничтожить. Ограниченное же финансирование не дает возможность идти по такому пути.
Выпуск газеты №:
№27, (2013)Section
Экономика