Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Контрольный – в «яблочко»

Эксперты: такого раннего и стремительного плодоовощного сезона в Украине еще не было
09 июля, 20:02
«ВКУСНО» / ФОТО ОЛЬГИ КУЗНЕЦОВОЙ

Плодово-ягодный сезон Украины приближается к своему пику. Он удивил потребителей богатым ассортиментом, относительно демократическими ценами и существенным смещением сроков предложения многих продуктов. То, что ожидали в мае, пожаловало на полки рынков и супермаркетов в апреле, а то, что должно было прийти в июне, появилось в мае и т. д. Если потребители радовались свежему витамину, то производители некоторых товарных позиций чесали затылки. Одним словом, такого раннего и стремительного плодоовощного сезона в Украине еще не было.

КРАСНАЯ ФУРИЯ

Во-первых, большого переполоха на рынке наделала клубника, которая появилась на нем на три-четыре недели раньше. Критическая масса этой красной фурии вышла на рынок в середине мая, и это подкосило позиции яблок, которые сохранялись в хранилищах Украины. Несмотря на то, что эти две рыночные позиции, казалось бы, находятся на разных полюсах, между ними едва ли не впервые возник конфликт, поскольку обычно клубника начинает теснить яблоки аж в начале июня и побеждает в этом соревновании, потому что потребители с нетерпением ждут момента, когда появляется новый вкус. Однако в этом году ягода вероломно атаковала своего солидного конкурента еще в апреле.

Но был еще один удар по яблоку. Стоит напомнить, что 2017 год в отношении этого продукта был относительно неурожайным вследствие майских заморозков, града и буревалов. Поэтому все ожидали рекордно высокой цены на яблоки — один доллар или евро за кг в конце сезона, ориентируясь на предыдущий, когда именно в апреле цена достигала пика. Поэтому фермеры держали яблоки, как говорится, до последнего. Но так и не дождавшись «золотой» цены, вынуждены были раньше открыть хранилища, так как остро нуждались в оборотных средствах, чтобы начать работу в садах. На рынок вышло очень много яблок, в результате чего цены и начали проседать.

Был еще и контрольный выстрел. Его выполнили яблоки нового урожая, которые опять же созрели на две-три недели раньше. По данным «Инфо-Шувар», по состоянию на начало июля на оптовых площадках страны они предлагались по 8—10 грн/кг (0,26—0,33 евро/кг). То есть производители понесли серьезные убытки. Хотя если анализировать цены за весь яблочный сезон, то средняя цена была как минимум на 30% выше от уровня предыдущего, но, как уже упоминалось, не все на этом заработали, потому что допустили ошибку, решив держать яблоки до последнего, не ожидая, что так рано выйдут на рынок ягоды.

Ранние косточковые тоже сильно покусали яблоки. Прошлый сезон был неурожайным на эти ягоды, а в текущем потребители увидели просто зеркальную ситуацию: во-первых, они раньше появились на рынке, а во-вторых, их значительно больше. И это кардинально изменило сценарий, по которому будет развиваться сезон в плане внутренней реализации и экспорта. Минимальная цена на черешню в конце июня стартовала от 10 грн, а потолок достигал 30—35 грн. В сезоне 2017-го в это время цены доходили до 50 грн/кг.

Появление украинских абрикосов и даже персиков было настолько стремительным, что импортеры не успели распродать свой товар, а потому сегодня вынуждены даже работать, как говорится, в минус. Завезли по 45 грн/кг — и тут вдруг появляется украинский абрикос по 40, потом по 30, а в конце июня — даже по 20 грн/кг.

ПЛОДЫ В РУКАВИЧКЕ

На плодово-ягодном рынке становится все теснее и теснее, словно в рукавичке. Создается впечатление, что все плоды и ягоды, не ожидая очереди, решили одновременно прорваться на полки, толкаясь друг с другом. На нем сегодня представлены практически все позиции: вишни, яблоки, груши, персики, абрикосы, арбузы, дыни и даже виноград.

Как будет развиваться ситуация на рынке дальше? Один из факторов — хороший урожай плодов в украинских садах. Второй — существенное увеличение сохранных возможностей украинских производителей.

«И это в целом хорошо. У нас на рынке появляется больше высококачественных яблок, — так комментирует ситуацию руководитель проекта «Инфо-Шувар» Татьяна Гетьман. — Здесь ключевое слово «больше». Обратите внимание: в конце июня на внутреннем рынке присутствует прошлогоднее яблоко украинского производства. Это говорит о том, что мы можем полностью закрывать внутренние потребительские нужды собственными яблоками без импорта. Другой вопрос — как распределяется этот объем. В Европе 70—80% продукции продается организованным путем через ритейл. Там производители имеют заказ на продукцию наперед, то есть знают, сколько яблок, в какой месяц будут продавать, исходя из контрактов. В Украине через ритейл продается в лучшем случае 25—30% продукции. Остальные остаются незаконтрактованными, поэтому непонятно, когда они выплывут на рынок. А потому развитие ситуации спрогнозировать очень трудно. Тем более, что наши производители очень чувствительны к разным заявлениям в информационном пространстве. Кто-то из экспертов сказал, что в конце сезона цены достигнут рекордно высокого уровня. И вот производители начинают придерживать товар, чтобы заработать. Вместо этого имеем снижение».

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОЖАЯ

Избыток плодов и ягод можно было бы экспортировать, но в странах, в которые украинские производители пробились с этим продуктом, в этом году тоже неплохой урожай, особенно в Польше, где ягоды погибают на деревьях из-за нехватки трудовых ресурсов. А потому на рынке ЕС возникла достаточно острая конкуренция между собственными производителями. Чтобы туда прорваться, нужно кого-то потеснить, а сделать это можно только качеством и ценой. За последним остановки не будет. Чтобы закрепиться на западном рынке, наши производители готовы к серьезным скидкам, однако достичь нужного качества труднее. Тон относительно этого задает испанская и итальянская продукция. Например, испанская черешня имеет калибр «28 мм плюс» и с температурой на входе в торговые сети не выше плюс 4 градуса, то есть охлажденная и подается в ящиках по 2,5 кг. Тамошние требования и стандарты достаточно сложны для наших производителей, потому экспорт украинских ягод в основном сориентирован на Беларусь. Но и она в середине июня остановила закупку наших ягод из-за того, что там накопилась критическая масса этой продукции.

Как же достичь того вожделенного испанского качества, чтобы более успешно конкурировать на европейском или на других рынках?

«Следует понимать, что экспортный процесс начинается не сразу после того, как вы собрали плоды и ягоды, и даже не в момент сбора, а еще до того, как начинает цвести сад. Урожай и его качество — это набор определенных агрономических мер, которые дают возможность получить плоды и ягоды определенного калибра, — говорит Татьяна Гетьман. — Фермер, который хочет экспортировать черешню, должен сделать все, чтобы произвести продукт, который ожидает от него потребитель. А потому должен подобрать нужный сорт, питание, методы прореживания, весь набор технологических приемов. И главное, чтобы было меньше человеческого контакта с ягодой. К сожалению, собирательная техника еще не насколько совершенна и распространена, чтобы ее массово использовать, а потому на первом этапе без человеческих рук не обойтись. Но потом должна быть сортировочная линия, желательно для косточковых иметь гидрокулинг — охлаждение ягоды водой, а это достаточно дорогое удовольствие. Для клубники он не нужен, но должны быть охладительные камеры с использованием вентиляции. Нужно также обязательно наладить контроль за сохранением охлажденной цепи. Если собрать вишню-черешню-клубнику и полдня держать под солнцем, то потом их охлаждать нет смысла. Или если вы все правильно сделали, держали продукт охлажденным, а затем какой-то период перед реализацией он попадает в тепло, на нем тоже можно ставить крест. Холодная цепь должна быть выдержана...»

ЯГОДА НА ЭКСПОРТ

Председатель ассоциации «Укрсадпром» Дмитрий Крошка считает, что украинская плодово-ягодная продукция имеет замечательные экспортные перспективы, которые могут реализоваться уже в ближайшие годы.

«Основным нашим конкурентным преимуществом являются особенные органолептические показатели продукта. Он, возможно, еще не имеет органического сертификата, но намного чище и вкуснее. Когда мы отправляли образцы в Испанию, Голландию и другие страны, то слышали восторженные отзывы о том, что наши фрукты имеют неповторимые вкус и аромат. Это достигается благодаря нашим уникальным природно-климатическим условиям, что дает возможность гораздо меньше вносить удобрений и средств защиты по сравнению с другими странами и за счет этого сохранять естественность, натуральность продукта. Это наше самое большое преимущество. И я надеюсь, что украинские садовники этим воспользуются. Но нам нужно поработать над предпродажной доработкой, потому что европейский потребитель привык покупать в супермаркете хорошо фасованную, оригинально упакованную, маркированную продукцию. Если мы пройдем этот этап, то сможем быть конкурентом не только Польше, но и другим производителям...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать