Коррупция – Шантаж – Война
Почему после 1215 дней без «дешевого» российского газа украинцам предлагают вернуться в «теплые объятия» Газпрома?
Дешевый газ — одна из самых распространенных предвыборных агитаций этой президентский кампании. Сразу несколько кандидатов в президенты обещают после прихода к власти снизить цену на газ для украинского потребителя вдвое, один — даже вчетверо, а еще один, ополчившись поддержкой Виктора Медведчука, поехал в Москву говорить о возобновлении прямых поставок российского газа в Украину у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Во встрече, как сообщило агентство ТАСС, также принимал участие глава правления «Газпрома» Алексей Миллер.
«У нас действительно есть важная причина попросить встречи с вами, потому что отношения Украины и России крайне важны для нашей экономики. Сегодня они переживают самый тяжелый период в своей истории», — сказал Медведеву кандидат в президенты Украины Юрий Бойко.
Виктор Медведчук, пишет ТАСС, заверял, что «тарифы в Украине за 5 лет выросли на 745%, цены на газ — на 1080%, цены на отопление — на 1220%», потому, по его словам, возникает необходимость прямых поставок газа из РФ.
По словам Медведчука, предметом встречи было обсуждение прямых поставок газа из России в Украину по цене в 240-260 долларов до 2020 года.
В свою очередь, Миллер заявил, что «Газпром» готов вести переговоры относительно заключения нового контракта о прямых поставках на украинский рынок российского газа. По его словам, пока еще рано говорить, по какой именно цене Украина сможет закупать газ у РФ, но заверил, что цена для украинцев точно будет на 25% ниже, чем сейчас.
В НАК «Нафтогаз України» отреагировали на переговоры кандидата в президенты Юрия Бойко и Виктора Медведчука с Газпромом, отметив, что наша страна уже сейчас закупает газ дешевле, чем пообещали в РФ.
«Медведчук говорит о снабжении газа по цене $ 240—260/тыс. куб. м. Мы покупали на открытых торгах в ЕС в марте по цене в среднем $226/тыс. куб. м. А на апрель цена снизилась до уровня $ 217/тыс. куб. м», — отметили в Нефтегазе.
В компании также напомнили, что, согласно действующему контракту, Газпром уже должен продавать Украине газ дешевле. «Напомним нашим российским коллегам, что по действующему контракту, измененным в арбитраже, они уже должны продавать нам газ по цене на 48% дешевле, чем та, которая получилась бы в марте за формулой в изначальном контракте. Поэтому предлагать скидку 25% — это как-то несерьезно ... Кроме того, Газпром задолжал Нефтегазу 2,8 млрд дол. компенсации. Мы заморозили активы Газпрома в Нидерландах и других юрисдикциях на сумму больше этой», — подчеркнули в НАК. В Нефтегазе уточнили, что получение данных денег — «вопрос времени».
Ответ пресс-службы НАК «Нафтогаз України» также содержал напоминание Юрию Бойко о его «вышках» и открытом уголовном деле.
Отреагировал на переговоры Бойко — Медведчука с Медведевым и Миллером и действующий президент Украины Петр Порошенко, назвав это очередной попыткой «подвесить Украину на газовую ветку».
Напомним, что состоянием на день выхода материала в печать (26 марта 2019 года) Украина не покупает напрямую у Газпрома газ 1215 дней. С ноября 2015 года правление «Нафтогаз України» сумело минимизировать закупку голубого топлива у Газпрома. Украина начала получать якобы европейский газ, который в действительности является реверсом газа из России. Он идет транзитом через территорию нашего государства и при пересечении границы с ЕС становится собственностью европейских компаний, которые перепродают его нам. Подобная схема сможет существовать недолго — в этом году заканчивается срок соглашения с Газпромом, потому российская сторона имеет право остановить транзит газа. И сейчас НАК не удалось договориться с Газпромом относительно продолжения транзитного контракта. Усложняет переговоры реализация проекта по строительству Россией газопровода в обход Украины — «Северный поток-2». Российская сторона срывает трехсторонние переговоры по этому вопросу.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил ГОНЧАР убежден, что Россия будет затягивать максимально решение транзитного вопроса, и может даже пойти на обострение.
«Не следует забывать, что Газпром — это российская «матрешка». И возможно, его коммерческая составляющая была бы за то, чтобы заключить с НАК «Нафтогаз України» новый долгосрочный контракт. Но главную «скрипку» в этой партии играет «матрешка», которая сидит в Кремле. И как раз там директивы для газовых переговоров с Украиной остаются неизменными. Я не исключаю того, что при определенных обстоятельствах российская сторона может пойти на обострение отношений с Украиной. В дальнейшем нельзя исключать очередной газовый кризис. Цель — доказать европейцам, что нужно форсировано закончить «Северный поток-2»», — заявил в комментарии «Дню» Гончар.
То, что природный газ для Кремля — это оружие, которое неоднократно использовали против Украины, «День» писал многократно. Для тех, кто сегодня подзабыл многолетнюю историю «газового вопроса» в отношениях России и Украины, ниже подаем короткий экскурс на основе публикаций, которые вышли в «Дне» при авторстве покойного обозревателя страницы «Экономика» Виталия Княжанского и экспертов «Дня».
Начать ее следовало бы с того, что газовая мощь СССР создавалась, по сути, украинскими умом и руками. Сняв «сливки» с месторождений Западной Украины, где была впервые в мире начата промышленная добыча газа, Москва потом отдала приоритет огромным северным и сибирским месторождениям. Их поднимали украинцы, которые наработали огромный опыт по газовому делу. Они же составляли профессиональный скелет строителей магистральных экспортных газопроводов («Уренгой — Помары — Ужгород», «Союз» («Оренбург — Западная граница СССР»), «Прогресс» («Ямбург — Западная граница СССР»).
С распадом Союза об этих заслугах было забыто. И почти все запасы газа, а также львиная доля построенной с огромным трудом и финансовым напряжением инфраструктуры досталась России. Она стала наибольшим в мире поставщиком природного газа, а этот газ превратился в основную статью доходов ее бюджета. Но без договорных отношений с Украиной продавать газ в Европу стало невозможно. И в августе 1992 года были достигнуты первые договоренности о снабжении газа в Украину и его транзите через нашу территорию, а также о взаиморасчетах в этих операциях.
Но со второй половины 1992 года начала расти задолженность Украины за предоставленные энергоресурсы. Оплата за энергоносители и, главным образом, за газ, стала одной из ключевых проблем российско-украинских отношений. В результате переговоров президентов России и Украины Бориса Ельцина и Леонида Кравчука в январе 1993 года стороны подписали соглашение об урегулировании взаимной задолженности за продукцию, поставленную друг другу до 1 января 1993 года. Одновременно были утверждены разрешительные квоты на взаимное снабжение товаров, в частности нефти и газа. Невзирая на то, что Россия отказалась полностью удовлетворить заявку Украины, президент Украины тогда заявил, что «подписанные документы подтверждают наше давнее желание и стремление жить в дружбе, согласии и партнерстве и работать совместно для решения тех проблем, что у нас есть».
Однако ситуация не улучшилась. По данным Газпрома, на февраль 1993 года долг Украины перед ним превысил 138 миллиардов рублей. Россия объявила о приостановке снабжений газа Украине. В ответ украинская власть пригрозила, что перекроет транзитные газопроводы. Это была очень жесткая прелюдия к первому газовому конфликту. И в марте Газпром подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» в обход Украины через территорию Польши. В июне стороны договорились о переходе на мировые цены на нефть и природный газ. Но уже в августе экспорт энергоресурсов в Украину впервые был прекращен на пять дней.
Тогдашний премьер-министр Леонид Кучма договорился с Виктором Черномырдиным, и Россия возобновила снабжение. Но уже 26 августа Газпром опять заявил о сокращении их на 25% из-за роста задолженности. Правительство Украины решило перейти к жестким мерам — неплательщикам газ обрезали. Но долгов не уменьшилось. Именно в это время Россия впервые обвинила Украину в несанкционированном отборе газа из транзитной трубы, а затем предложила сдать ей в аренду ряд объектов украинской газотранспортной системы.
Как пишет Википедия, 1993 год следует считать отправной точкой в развитии открытого газового конфликта между Россией и Украиной.
В феврале—марте 1994 года были остановки газовых поставок и новые требования возвращения долга путем передачи прав на украинские газопроводы и предприятия. По итогам «газового» противостояния в ноябре Украина получила гарантии поставок газа на декабрь и на весь следующий год. Устоять Украине помогло обещание уступить в споре за зарубежные активы бывшего СССР. В декабре это соглашение, известное как «нулевой вариант», было подписано.
Начало 1995 года, когда правительство возглавил Евгений Марчук, ознаменовалось новыми газовыми переговорами. Долг Украины был реструктуризирован. Выпущены (с рассрочкой платежей на 12 лет) и переданы «Газпрому» соответствующие государственные облигации. Но долги потребителей доросли до 50% и оказывали давлениеп на внешнюю задолженность. Правительство решило развести получаемую Украиной плату за транзит и оплату за импортный газ. В итоге в стране появились зачатки внутреннего газового рынка и первые негосударственные компании.
Благодаря этому следующий, 1996 год, прошел без газовых катаклизмов. В январе была создана и начала работу смешанная российско-украинская комиссия по сотрудничеству. В ее задачи входил контроль за выполнением договоренностей между Россией и Украиной, а также подготовка новых соглашений и развитие двустороннего экономического сотрудничества. Эксперты отмечают, что работа этого органа, созданного по инициативе Марчука, привела к систематизации двусторонних проблем и позволила улучшить координацию во время их решения. В целом, как вспоминают современники, 1996 год, благодаря твердой линии премьера, оказался одним из самых стабильных для «нефтегазовых» связей России и Украины. И как знать, как бы развивались эти отношения дальше, если бы Марчук не был обвинен в «формировании собственного политического имиджа» и не отправлен в отставку.
В то же время 1997 год во многом стал годом уступок и отступления. Украинская сторона прекратила настаивать на повышении цены за транзит российской нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба»: в мае был подписан не только Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией, но и комплекс соглашений о Черноморском флоте, в соответствии с которым он получил право оставаться в Крыму еще 20 лет, — до 2017 года. Арендная плата за эту военно-морскую базу была связана с погашением задолженности Украины за газ. А подписал это соглашение премьер-министр Павел Лазаренко, который занимался не только формированием собственного имиджа, но и значительно больше — собственного кошелька. В конце этого же года правительство создает НАК «Нафтогаз України», который впоследствии назовут черной дырой украинского бюджета. С 1998 года «Газпром» прекратил прямые поставки газа Украине и начал поставлять газ только в оплату за транзит. Экспортом «платного» газа занялась посредническая компания «Итера». Позже ее изменили Eural Trans Gas и «РосУкрЭнерго».
В 1999—2001 году Украина продолжала политику уступок, которые теперь воспринимаются как абсолютно неоправданные. За газовые долги мы отдали России восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160 и три Ту-95МС, около 600 крылатых ракет Х-22, которые стояли на вооружении дальней авиации, а также всевозможное наземное оборудование. При этом с российской стороны постоянно звучали обвинения в том, что Украина крадет газ из транзитной трубы. Официально украинская власть эти выдумки опровергала. Но однажды мир был очень удивлен. Президент Украины Леонид Кучма в интервью журналу Spiegel в 2000 году заявил: «Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на запад 130 миллиардов кубометров газа. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная часть».
Однако в начале третьего тысячелетия газовые отношения Украины и России, казалось, вступили в период, который в народе называют «мир и спокойствие». Способствуя желаемой победе Виктора Януковича на президентских выборах в 2004 году, российская власть одобрила дополнительное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», которым на пятилетний срок, до 2009 года, для Украины устанавливалась фиксированная цена на российский газ — 50 долларов за тысячу кубометров. Но в результате помаранчевой революции президентом Украины стал Виктор Ющенко.
В России решили, что время «льгот» (цена в $50) для Украины окончилось, и начали заниматься строительством газопроводов в обход территории Украины (Ямал — Европа и Северный поток). Это привело к снижению объемов газового транзита через Украину. В свою очередь приоритетами энергетической политики Украины стало избавление от российской газовой зависимости, поиск альтернативных источников топлива и энергоэффективность.
В конце 2005 года Украине был выдвинут фактический ультиматум — до 1 декабря принять российскую цену — 160 долларов за тысячу кубометров. Не согласились, и к середине декабря предлагаемая Россией цена была поднята до 220-230 долларов за тысячу кубометров. (советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал конфликт, развернувшийся между Россией и Украиной, «газовой войной» и признал, что в ней Россия применила против Украины «энергетическое оружие»). Конечно, в условиях такого диктата Украина отказалась подписать контракты на поставки газа 2006 года. И с 1 января российский вентиль был перекрыт.
Конфликт был прекращен в ночь с 3 на 4 января подписанием документов, которые, похоже, удовлетворяли обе стороны. Договор сроком на пять лет предусматривал, что поставки в Украину будут происходить через посредническую компанию «РосУкрЭнерго», а цена за газ для Украины будет составлять $95 за тысячу кубометров (на первое полугодие). Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого русского и дешевого туркменского газа в трубе для Украины. Но Верховная Рада Украины не одобрила это соглашение, выразив недоверие правительству Юрия Еханурова. Кроме того, без энтузиазма отнеслась к ней и Туркмения, которую не удовлетворяла цена.
В 2008 году начался новый тур газового конфликта, в результате которого с 1 января 2009 года была прекращена подача газа для Украины, а с 5 января уменьшилась его подача для европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращен полностью. И возобновился лишь 20 января, после того, как в Москве были подписаны соответствующие контракты, которые считаются действующими и по сей день.
21 апреля 2010 года в Харькове Виктор Янукович и Дмитрий Медведев подписали новое соглашение о стоимости закупок и транзита газа через украинскую ГТС, связав снижение цены на 30% (от рассчитанной по формуле контракта) с продолжением соглашения об аренде базы в Севастополе на 25 лет, до 2042 года. Эти соглашения, которые в Украине были сразу восприняты протестами, Россия расторгла 2014 года после аннексии Крыма, негласно объявив Украине новую газовую войну, продолжающуюся до сих пор.
Украина выиграла бой, полностью отказавшись от закупки российского газа. Но одной лишь ценой топлива российско-украинский газовый конфликт, продолжающийся на фоне войны на Донбассе и аннексии Крыма, не исчерпывается.
Впереди переговоры по транзиту российского газа, идущему в Европу, через территорию нашей страны. Украина настаивает на том, чтобы привести соответствующий контракт в соответствие с третьим энергопакетом Евросоюза и украинским законом. Россия, строящая обходные газовые «потоки», всячески затягивает процесс переговоров.
Еврокомиссия выдвинула предложение НАК «Нафтогаз України» и российскому «Газпрому» относительно условий транзита газа после 2019 года. Председатель правления НАК «Нафтогаз України» Андрей Коболев заявил, что предложение — «это определенная точка отсчета», но деталей не раскрыл. «Газпром» заявил, что может сохранить транзит газа через Украину в размере 10-15 млрд кубометров в год, если украинская сторона докажет экономическую целесообразность нового контракта.
Планируется, что с конца 2019 года газотранспортный коридор «Северный поток-2» будет транспортировать около 55 млрд кубометров российского газа ежегодно из РФ через Балтийское море в Германию.
Противники проекта — Польша, страны Балтии, Украина и США — утверждают, что «Северный поток-2» увеличит зависимость ЕС от «Газпрома», который уже поставляет около трети объемов газа в ЕС.
Выпуск газеты №:
№54, (2019)Section
Экономика