Перейти к основному содержанию

Крымская полуоборона

РФ не доверяет аннексированным предприятиям «военные» заказы
17 февраля, 11:55
ФОТО REUTERS

Российские СМИ похвастались тем, что «Феодосийский завод «Море», став «российским», продолжит выполнять контракт, заключенный ранее украинской и китайской сторонами. Речь идет о постройке десантных кораблей на воздушной подушке, которые в российской версии называют «Зубрами», а в украинской — «Бизонами». О достигнутой договоренности между Россией и КНР сообщили, ссылаясь на свой источник, РИА «Новости». Тот рассказал агентству, что после вхождения Крыма в состав России «вопрос повис в воздухе», но теперь он решен, и крымское предприятие достроит корабли. «Завод «Море» будет достраивать «Зубры» в Китае, как это и предполагалось в соответствии с контрактом. Просто раньше этим занимался «Укроборонпром», а теперь — «Рособоронэкспорт», — цитируют «Новости» источник. Согласно подписанному в 2009 году договору, в Крыму должны были построены два корабля, а еще два — уже в Китае.

Очевидно, эта новость должна подбодрить крымские предприятия ОПК, которые в основном пока так и не дождались от России оборонных заказов. При том, что чиновники дружным хором обещали и продолжают обещать госзаказы для всех оборонных предприятий Крыма. Осенью прошлого года замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что на 15 оборонных предприятиях Крыма проведен аудит и разработаны планы по их вхождению в структуру российского гособоронзаказа. Уже в ближайшие два года им посулили заказы на сумму свыше одного миллиарда рублей. Но пока есть определенные нестыковки законодательного плана, которые явно не способствуют этому.

Изначально большой проблемой крымских предприятий ОПК называли отсутствие российской регистрации. Она необходима для того, чтобы участвовать в тендерах и получать госзаказ в России. Согласно «свежему» утверждению министра промышленной политики Республики Крым Андрея Скрынника, «все предприятия ОПК успешно прошли перерегистрацию». И сейчас ведется оформление лицензий, допусков на директоров, обустройство режимно-секретных отделов. По его словам, необходимо завершить оформление правоустанавливающих документов на землю, недвижимость, привести в соответствие техническую документацию. Причем российский Минпромторг сообщил, что получит план реструктуризации ОПК, включающий интеграцию заводов Крыма, только к концу 2015 года.

В свою очередь, глава крымского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Баталин сообщал, что для того, чтобы крымские предприятия попали в программу министерства промышленности и торговли России по размещению оборонных заказов, необходимо продать государству часть пакета акций. Как он объяснил, для участия в оборонном заказе нужно войти в один из госконцернов России. Мол, те готовы вкладывать средства в крымские предприятия, но для этого необходимо продать госконцерну хотя бы блокирующий пакет акций (25%). «Мы не можем найти форму работы с Минпромторгом России. В России в концернах сосредоточены научный, производственный, лизинговый потенциал. Ни одно из наших предприятий в программу Минпромторга не попадает. Часть собственности должна перейти под управление концернов, но этот вопрос в Крыму не решен. Решать эту проблему надо на государственном уровне», — говорил он осенью.

Правда, возглавляемый Баталиным Симферопольский завод «Фиолент» все-таки получил еще весной 2014-го заказ от Рыбинской судостроительной компании «Вымпел». Речь идет о разработке и изготовлении системы управления техническими средствами для двух строящихся на экспорт военных кораблей. Как сообщается на сайте предприятия, завод уже сдал первый комплект системы автоматизированного управления главной энергетической установкой для ракетного катера проекта 12418 «Молния». Но, с другой стороны, это пока исключение из общей картины.

В основном крымским предприятиям ОПК приходится ждать и продолжать засыпать российских чиновников просьбами о восстановлении производства, загрузке мощностей и т. д., а также выживать за счет выпуска продукции гражданской. Когда на волне отделения от Украины руководство «Феодосийского оптического завода» просило Минпромторг России загрузить предприятия работой, то выражало надежду, что это «реально возместит потерю 100 млн грн от расторжения договора с ГП «Завод им. В. А. Малышева». Спустя полгода сообщалось, что ФОЗ вынужден сконцентрироваться на выпуске гражданской продукции (микроскопы и т. д.) «в связи с трудностями доступа на российские предприятия оборонпрома».

Тем не менее, многие работники крымской «оборонки» готовы терпеливо ожидать. Ведь на момент аннексии полуострова Россия в их глазах выглядела куда перспективнее по сравнению с Украиной — за счет существенного финансирования предприятий этой сферы. Поэтому даже сотрудники тех предприятий ОПК, которые были в свое время закрыты, стали надеяться на возрождение этих объектов. Об этом идут разговоры в поселке Орджоникидзе (Феодосия), где находится закрытый торпедный завод «Гидроприбор», значительную часть территории которого несколько лет назад решили отдать под курортную зону.

Другое дело, что на самом деле Россия больше потеряла от разрыва корпоративных связей в ОПК с Украиной, чем приобрела за счет полученных крымских активов. И теперь необходимы большие финансовые средства (десятки миллиардов рублей) на запуск новых мощностей взамен украинских. Поэтому чиновники продолжат вежливо соглашаться с необходимостью вхождения в российские концерны всех крымских предприятий ОПК, разрабатывать федеральные целевые программы по развитию, но реальное развитие, очевидно, будет все-таки медленным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать