Кто возьмет гавань?
Яхтсмены уступают промышленникамВерховная Рада Крыма утвердила Концепцию строительства Крымского морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав». Это ставит точку в разгоревшемся было споре о будущем озера.
Между тем общественность Западного Крыма все еще спорит, каким быть этому региону, поделившись на «курортников» и сторонников промышленного освоения района озера Донузлав. Дискуссия между ними возникла сразу после того, как в начале 90-х годов прошлого века на озере Донузлав была ликвидирована военно- морская база противолодочной авиации Черноморского флота, а регион был демилитаризирован.
Проекты сыпались как из рога изобилия. Кабинет министров Крыма и транспортные организации Украины и зарубежья выступили с инициативой постройки на озере Донузлав мощного порта. Рассматривалось два варианта. Первый — создание порта на южном берегу озера, с подходом железной дороги от Евпатории. По второму варианту порт должен был строиться на северном берегу озера. В этом случае железная дорога проектировалась бы от станции Джанкой.
Но заслуживали внимания и проекты, «оппозиционные» промышленным. Многие жители Западного Крыма выступали против индустриализации региона. Они выдвинули проект развития Донузлава как современной курортной зоны и предложили построить тут крупнейший в Украине международный центр парусного спорта.
К сожалению, они не победили. По мнению разработчиков названной выше концепции, оптимальным решением является строительство нового морского порта в глубоководной гавани озера Донузлав и создание на его основе транспортно-промышленного комплекса.
Строительство будет поручено инвесторам. Один из ведущих — Atlantic Caspian Resources pls. (Великобритания) — планирует вложить $500 миллионов. $300 миллионов будет вложено им в строительство первой очереди комплекса: объектов инфраструктуры, зернового терминала, терминалов химических грузов, руд и металлов. По словам первого заместителя министра экономики Крыма Галины Веклич, в целом инвестиции составят $2,5 миллиарда. Полностью комплекс планируется ввести в эксплуатацию к 2011 году. Но уже с 2009 г. намечается ежегодно получать $500 миллионов прибыли.
Порт на Донузлаве станет вторым по мощности в Украине после Ильичевского. Уникальное морское озеро Донузлав (его длина 22 километра, а ширина — 3 километра) расположено на пересечении транспортных потоков и представляет собой одну из самых глубоких гаваней в Украине. Это важно еще и потому, что скоро в Украине потенциал расширения транспортной инфраструктуры, как предполагают специалисты, будет исчерпан, и страна встанет перед нехваткой транспортных мощностей.
Однако с 1994 года на озере не проводятся дноуглубительные работы. При необходимой для прохождения грузовых судов глубине в 15 — 21 метр сейчас она составляет от 8 до 9 метров. Кроме того, озеро Донузлав известно своими запасами песка. В 80-е годы здесь добывали до 4,5 миллиона тонн строительного песка в год.
Вместе с тем, пока остается какая-то надежда и у «курортников». Как считают в Министерстве экономики Крыма, размеры озера позволяют реализовать оба проекта — построить большой промышленный порт, а на достаточном отдалении от него — не менее крупный яхтенный. Правда, экологи утверждают, что промышленное развитие региона уничтожит его курортный потенциал, приведет к загрязнению акватории и сделает непривлекательным для международного яхтенного туризма.
Выпуск газеты №:
№107, (2004)Section
Экономика