Перейти к основному содержанию

Куриная монополия

АМК за нее наказал, но еще раньше узаконил
17 января, 20:10
НЕСМОТРЯ НА СТРАХ ПЕРЕД ПТИЧЬИМ ГРИППОМ, ЯЙЦА В МАГАЗИНАХ ПРОДАЮТСЯ ВСЕ ТАК ЖЕ ХОРОШО / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

Последние несколько недель ситуация с птичьим гриппом привела к тому, что объемы продаж мяса птицы резко снизились — люди просто боятся. Если в 2004 году среднестатистический украинец съедал в год всего 12 килограммов питательного куриного мяса (в соседней Польше на душу населения приходится около 23 кг), то сейчас эта цифра грозит уменьшиться еще больше. Между тем именно мясо птицы является самым доступным источником животного белка для наших сограждан в свете резкого подорожания говядины и свинины.

Вчера же к этой проблеме косвенно подключился Антимонопольный комитет. Он решил продемонстрировать озабоченность состоянием продовольственной корзинки рядового соотечественника в пределах своих полномочий. Забота АМК проявилась в обнародовании результатов исследования рынка куриного мяса, что в свете последних событий является особенно актуальным: надо же знать, кто производит этот потенциально опасный продукт, и что делается для того, чтобы он не стал реально опасным.

Впрочем, повод для расследования был другим. АОЗТ «Мироновский хлебопродукт» (торговая марка «Наша Ряба», Киев), ЗАО «Ориль-Лидер» (Днепропетровская обл.) и ЗАО «Комплекс «Агромарс» (торговая марка «Гаврилівські курчата») были заподозрены в монополизме, вернее — в нарушении антиконкурентного законодательства. Но, к счастью или к несчастью Антимонопольного комитета, монополия не обнаружилась. По словам главного специалиста отдела исследования рынков АМК Евгении Гаврис, рынок птицы у нас еще недостаточно сформирован и упорядочен, чтобы говорить о каких-либо стойких монополиях, возникающих в его пределах. Правда, пятерка лидеров этого рынка, сложившаяся еще в начале века, остается неизменной и до сих пор. Впрочем, никто из ее состава не занимает более 11,3% рынка. Понятно, что монополией тут и не пахнет.

Стоит отметить, что в своих исследованиях Антимонопольный комитет разделил рынок на два вида — мороженной и охлажденной птицы, мотивируя тем, что мясо в этих случаях имеет разные показатели питательности и полезности (охлажденное мясо ближе к свежему, следовательно, их нельзя смешивать). Как отмечалось на заседании, в 2004 году доля «Мироновского хлебопродукта» на рынке мороженого мяса птицы составила 6,5%, «Ориль-Лидер» — 1,8%, а «Агромарс» — 1,35%. То есть наши мороженые куры конкуренции «ножкам Буша» по-прежнему не составляют, а значит, монополии тут быть не может. Несколько иная ситуация с охлажденной курятиной: тут тройка лидеров занимает соответственно 16,07%, 8,3% и 13,2% от всего рынка. Однако и этого для монополии мало: согласно законодательству, для индивидуальной монополии нужно контролировать как минимум 35%, для коллективной — 50%.

То есть на данном этапе никаких нарушений конкурентного законодательства не было. Но не зря же Антимонопольный комитет заговорил о совокупной монополии. Хотя все три компании, объединившись, не дотягивают даже до 50% и не могут составить конкуренции птицефабрикам местного значения или мелким фермерам, нарушение удалось отыскать. Суть его состояла в том, что «Мироновский хлебопродукт» и «Ориль-Лидер», не спросив предварительно разрешения у Антимонопольного комитета, начали работать под одной торговой маркой — «Наша Ряба». Как отмечалось на заседании, если в начале сотрудничества на комбинат-«конкурент» продавалось 80% продукции, то в конце 2005 года уже 99%. Кроме того, в конце 2002 года между компаниями был подписан лицензионный договор, согласно которому «Ориль-Лидер» получил право на использование торговой марки «Наша Ряба». Фактически это означало слияние. Как заявила Евгения Гаврис, такие действия без согласования с АМК могли нанести урон конкурентности рынка.

Впрочем, исследование показало, что ничего особенно на рынке после этого квазислияния не произошло: объемы продаж у компаний увеличивались соответственно росту самого рынка. Однако такого нарушения АМК не мог пропустить без соответствующих санкций. Как сообщил первый заместитель его руководителя Юрий Кравченко, если «Мироновский хлебопродукт» признает свою вину, комитет снизит размеры штрафа. Естественно, комбинату ничего другого не оставалось.

Как заявила директор юридического департамента этого предприятия Елена Пивовар, птицеводы просто не подумали о необходимости согласования в АМК и попросила о снисходительности: комбинаты, мол, объединялись исключительно в связи с заботой о потребителе. Такую интересную причину она аргументировала тем, что у «мироновцев» уже был раскрученный бренд и хорошие технологии, в то время как «Ориль- Лидер» владел хорошими производственными мощностями. Вместе они могли бы вытеснить с рынка недоброкачественное импортное мясо и насытить рынок хорошей отечественной курятиной. Звучит несколько лицемерно, ведь при этом они могли вытеснить с рынка и других отечественных производителей. Но ничего страшного все равно не произошло. Это косвенно подтвердил помощник председателя правления комбината-конкурента «Агромарса» Станислав Денисюк, отказавшись от предоставленного слова. По его мнению, высказанному журналистам после заседания, свободных ниш на рынке пока хватает.

То ли прислушавшись к мнению рынка и Министерства агрополитики, заявившего, что отечественных производителей курятины в эти сложные времена надо поддерживать, то ли поверив оправданиям «мироновцев», АМК последних пожалел. Вместо возможного в таких случаях штрафа в размере 10% от общего дохода он назначил символическую сумму в 350 тыс. грн. «мироновцам» и 150 тыс. грн. «Орилу» за нарушение конкурентного законодательства в виде антиконкурентных согласованных действий. И даже более того. Вчера еще незаконное объединение АМК разрешил узаконить: «Мироновский хлебопродукт» получил разрешение приобрести 90% «Ориль-Лидер».

Странно только, что разрешение на объединение было дано раньше, чем принято решение о штрафе. И это можно понять: борьба с птичьим гриппом требует жертв и от государства...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать