Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Квоты, останавливающие прогресс

Эксперты: «Кабмин пошел на нарушение правил ВТО ради владельцев копанок»
27 июня, 11:47

Несмотря на участие Украины во Всемирной торговой организации, наше правительство вынуждено строить вокруг страны забор, который не смогут преодолевать сырье и товары из-за рубежа. ВТО обеспокоено, импортеры ищут новые рынки, бывшие страны-партнеры готовят ответные санкции. «Ограничительные меры несут временный характер, — как бы извиняясь перед западным бизнесом, заявляет премьер-министр Украины Николай Азаров и обещает: — После сбалансирования ситуации с платежным балансом мы пойдем на отмену».

Но украинский бизнес и промышленность даже такого небесспорного векселя еще не получили. В Украине работает постановление правительства от 13 марта, которым, в частности, вводятся квоты на поставку в страну коксующихся углей. Их можно было бы назвать хлебом металлургии, если бы этот «злак» был в наших недрах в достатке. Но коксующихся углей в Украине мало, и они, к тому же, по своему качеству совершенно не удовлетворяют сталеваров. Напомним, что названным постановлением Кабмин ввел на этот год квоту на импорт угля (коксующихся, битуминозного и других видов) объемом 10,2 миллиона тонн и вообще запретил импорт кокса. Как ни странно, квота включает также объемы топлива, необходимые для использования в технологии пылеугольного вдувания (2,5 млн тонн), на которую сейчас переходят все металлургические предприятия страны. Не остановит ли она окончательно прогресс в этой отрасли?

Корпорация «Индустриальный союз Донбасса» убеждена, что не сможет выжить без критически важного для нее импорта, а потому пытается, опираясь только на поддержку цементников, повалить отечественный антиимпортный забор. «Проблема может возникнуть уже в конце года, отмечает совладелец корпорации Сергей Тарута, — если будет работать это постановление Кабмина и в следующем году. Часть потребителей (коксующихся углей. — Авт.) должны просто остановиться, то ли это будут цементники, то ли металлурги. В том числе мы рассматриваем такую вероятность, и достаточно серьезные могут быть последствия с точки зрения остановки Дзержинского (Днепровского металлургического комбината им. Дзержинского, Днепродзержинск, Днепропетровская обл. — Авт.) в случае продления квотирования импорта коксующегося угля на 2014 год». «Нам будет лучше не работать, платить людям зарплату, чем нести такие огромные несопоставимые убытки», — говорит Тарута. По его словам, запрет на импорт больно бьет по конкурентоспособности украинских металлургов, поскольку без импортного коксующегося угля невозможно обеспечить выпуск высококачественных сталей. Предприниматель обвиняет государство в том, что своим запретом оно дискриминирует собственного отечественного производителя на международном рынке. В частности, он отмечает, что 13 миллионов тонн кокса потребляют предприятия, работающие на пылеугольном вдувании, что обеспечивает стране экономию закупок газа. «Возвращаемся к газу? Лоббируем интересы «Газпрома»? — спрашивает заместитель гендиректора ИСД по поставкам угля и кокса Василий Гураль.

А Тарута не без юмора описывает формальные причины, за которыми прячется слабая юридическая база постановления Кабмина о квотах на уголь. Не случайно Окружной административный суд Киева 10 июня признал это постановление незаконным, и металлурги надеются, что правительство не станет оспаривать этого решения (хотя глава Минэнергоугля Ставицкий уже озвучил возможность апелляции). Оказывается, правительство обеспокоено сверхнормативными запасами на угольных складах, что создает пожароопасную и даже взрывоопасную ситуацию. Но, как объясняет металлург, в Украине нет избытка коксующегося угля. На складах лежат в основном энергетические сорта. Выходит, правительство, мягко говоря, лукавит. Эту мысль подтверждает директор правового департамента ИСД Сергей Ткаченко. Он рассказывает об ответе МЧС на его письмо с запросом об угрожающей ситуации на угольных складах. Оказывается, коллегия министерства этот вопрос даже не рассматривала... Из-за чего же так беспокоится правительство? Почему идет на количественные ограничения импорта, которые, по словам юриста, запрещены правилами ВТО?

Коллегу поддерживает советник юридической компании Sayenko Kharenko Наталия Микольская. Она отмечает, что любое квотирование импорта является нарушением правил ВТО. Исключения допускаются только при документарном обосновании, которого у нашего правительства нет. Эксперт также отмечает, что действия правительства идут вразрез с обязательствами Украины в рамках договора о свободной торговле СНГ и с текстом парафированных документов о вступлении в ЗСТ с Европейским Союзом.

Логики правительства, нарушающего международные обязательства страны, не могут понять и цементники. Глава Ассоциации «Укрцемент» и директор Одесского цементного завода Мигель Мошаду отмечает, что не видит смыла в том, чтобы спасать угольщиков страны, чья продукция сейчас не находит сбыта, и наносить этим вред другим отраслям промышленности. «Спасать угольщиков на неделю, не учитывая того, что дальше будет с гривной?» — удивляется специалист. Он объясняет, что украинский уголь имеет высокое содержание серы, из-за чего не может использоваться в производстве клинкера. И дело не только в том, что из-за этого могут пострадать печи и их оборудование. Цемент с высоким содержанием серы просто опасно использовать в строительстве. А без него эта отрасль просто остановится. Или же придется закупать цемент за рубежом. Выиграет ли от этого торговый баланс? Исполнительный директор «Укрцемента» Петр Лопатьев находит для ситуации, когда правительство обязывает цементников использовать отечественное сырье, образное сравнение: «Диабетику говорят: ты же патриот, так почему не ешь Киевский торт?»

Тарута предполагает, что переизбыток угля на складах объясняется возросшими масштабами добычи угля на нелегальных шахтах. «Это уже не «копанки», это индустрия, там огромная техника, перерыта, наверное, уже десятая часть территории Донбасса, — делится бизнесмен впечатлениями от недавнего полета над Донбассом на вертолете. — Там добывают уголь, который не сертифицируют, который нелегально добывают, пытаются его смешивать и нам поставлять. Может, с этим балансом и возникают проблемы, но это не наши проблемы».

Таруту дополняет Гураль. Он говорит о так называемых углях двойного назначения, которые, по его словам, не пригодны для коксования, и утверждает, что таким образом Минэнергоугля пыталось решить свои проблемы с энергетическим углем, «переложив его на плечи металлургов». «Если мы пересчитаем баланс с углями двойного назначения, — продолжает замгенерального директора ИСД, — то получается дефицит 2 миллиона тонн. Это уголь, которого официально, статистически нет в Украине. Я считаю, что это уголь, добытый в копанках». Специалист высказывает свое личное мнение, заключающееся в том, что корни постановления правительства о квотах растут именно из копанок...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать