Перейти к основному содержанию

«Лишь 10% семей в состоянии вынести тяжелую болезнь»

Эксперт оценил правительственный вариант бюджета на следующий год
16 декабря, 19:22
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Снизить скептические настроения по отношению к намерениям правительства     — это сегодня одна из главных его задач. И министр финансов Наталия Яресько, не претендующая пока на роль премьера, но по праву занимающая первое место в списке возможных кандидатов на эту еще не вакантную должность,  спешит рассказать, как предлагаемый ею новый бюджет обеспечит рост реальной экономики в 2016 году, какие ресурсы для нее он предусматривает. Это, в частности, увеличение закупки медицинских средств до 5,8 миллиарда гривень с 3,6 миллиарда в 2015 году, выделение 3,5 миллиарда гривень   на строительство дорог, 1,2 миллиарда — на финансирование космической отрасли и 1 миллиарда гривень — на финансирование инвестиционных проектов, которые отбирает Минэкономразвития и торговли вместе с членами парламента.

Кроме того, министр рассказала, что проект бюджета предусматривает 600 миллионов гривень на закупку школьных автобусов, 100 миллионов — на повышение энергоэффективности, а 5,7 миллиарда гривень — в госфонд регионального развития. На цели развития реального сектора экономики в 2016 году будут направляться также привлеченные государством кредиты международных финансовых организаций: $800 миллионов от Всемирного банка — на дороги и EUR400 миллионов от Европейского инвестиционного банка — на аграрный сектор.

Все эти цифры, безусловно, впечатляют. Но поверят ли украинцы в то, что с их помощью удастся остановить падение экономики и заставить ее расти? А главное — прекратится ли падение их жизненного уровня? Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что в этом году экономика Украины упала до уровня 1995 года по ВВП и инфляции. «Какой будет 2016-й, — спрашивает он и прогнозирует: — даже теоретически он не может так резко развернуться к росту: в следующем году все еще будем падать. Хотя и не так сильно. Официальный показатель падения ВВП в этом году, скорее всего, будет около 11% или, может быть, 10,5%. А в следующем году, повторяю, никакого роста еще не будет, даже и 2%. Будет падение, но не 10% ВВП, а, скажем, 5%».

«В этом году  инфляция составит 40—45%, — развивает свой прогноз эксперт, — а в следующем году — 20—25%. Это будет замедление кризиса. И это — положительный фактор. В 2017 году мы сможем выйти на ноль. А в 2018-м начнется реальный рост, причем  вне зависимости от того, кто будет премьером». Возвращаясь к 2016 году, Охрименко   отмечает, что нынешний бюджет «делают не под Украину — его делают под МВФ.  Пока мы с фондом дружим, бюджет нужно сделать таким, чтобы ему понравилось и чтобы он дал, хоть один или два транша. После этого бюджет можно будет поставить на переделку».

По мнению эксперта, сейчас нет никакого смысла анализировать бюджетные показатели. Обращаясь к журналистам, он говорит: «его изменят с такой скоростью, что вы замучаетесь переписывать». «В проекте бюджета номинальный ВВП, инфляция, дефицит бюджета, — подчеркивает президент аналитического центра, — это настоящая калька с меморандума, подписанного с МВФ. Там все идеально подогнано. Например, авторы бюджета считают, что собираемость налогов вырастет в два раза. Но на основании чего? В результате роста экспорта.  Но если Россия вводит эмбарго, то экспорт туда упадет. Откуда же возьмется рост? Американская компания, анализирующая перспективы сельского хозяйства, считает, что падение спроса на зерно составит 12%. В этом году мировые цены на зерно снизились на 22%, в следующем — еще на 5%. А наш экспорт         — это только зерно и металл, который и без того «упал» и, как предсказывают, будет и дальше падать. Когда падает цена на нефть, то падают и цены на металл и, соответственно, спрос на него».

«В бюджет у нас заложены успешные показатели, хотя  все понимают, что они не подтвердятся, — констатирует Охрименко. — Но темп кризиса все-таки пойдет на убыль. Есть надежда, что в следующем году мы не увидим каких-то резких колебаний курса на валютном рынке. Нацбанк вряд ли будет делать какие-то послабления — он довольно жестко зажал валютный рынок. И у него это получается. Да, курс может подняться на короткое время даже до 28 гривень за доллар, даже до 30-и на конец 2016 года. Но в принципе он будет колебаться в диапазоне 24, 25, 26, и это будет более-менее всех устраивать. Резких колебаний не будет потому, что рынок зажат. В этих условиях  импортеры не смогут покупать сырье, что будет негативно влиять на производство. Так что падение промышленного производства в следующем году будет продолжаться. Правда, не в нынешних темпах».

«С 2008 года уровень жизни населения в стране очень сильно зависит от экономической ситуации, — говорит заведующая отделом исследования уровня жизни Института демографии и социальных исследований НАНУ Людмила Черенько, — у нас сейчас нет резерва для возможности поддержания уровня жизни независимо от экономической ситуации. Сегодня это, к сожалению, прямая зависимость. Но позитив тут в том, что если экономическое чудо произойдет с нами раньше, чем прогнозируется, то и уровень жизни может подняться чуть ли не мгновенно, без определенного лага».

«Однако, — продолжает ученая, — все будет зависеть от очень многих факторов экономического характера». По ее мнению, предусмотренное бюджетом повышение цен на алкоголь и табак приведет только к тому, что качество этих и без того вредных для человека и для семейных бюджетов товаров станет еще хуже. «Но это уже потребительский выбор. Задумавшись о здоровом образе жизни, их можно и не покупать». Цены на насущные потребности, которые задевают большинство семей, особенно на фармацевтическом рынке, по мнению Черенько, несут «риски медицинской уязвимости, медицинской бедности».    

Если у среднестатистической семьи доля расходов на лекарственные средства составляет меньше 5%, то, по мнению исследователя,  у тех, кто встретился с заболеванием, особенно серьезным, они занимают львиную долю в бюджете. «Сегодня практически половина семей попадают в зону риска медицинской бедности, — отмечает Черенько,  — Это при заболеваниях средней тяжести. А если говорить о тяжелых случаях, то риск стать крайне бедными распространяется на более чем 90% семей. Лишь 10% семей в состоянии вынести тяжелую болезнь».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать