Перейти к основному содержанию

Лобби для... олигархов

Нужно ли энергосектору чрезвычайное положение?
24 июня, 09:34
ФОТО РЕЙТЕР

На этой неделе парламент планирует рассмотреть поданный правительством законопроект №4117а «Об особом периоде в топливно-энергетическом секторе» (иными словами — чрезвычайном положении). Им предлагается позволить КМУ в случае ограничения или прекращения поставок энергоносителей на территорию Украины принять решение об обязательной продаже природного газа частными газодобывающими предприятиями для потребностей населения, а также предприятиям теплокоммунэнерго, при условии введения ими отдельного учета тепла и горячей воды по цене, установленной Кабмином. Также КМУ просит парламент ужесточить требования по отключению злостных неплательщиков. С первого раза документ не прошел Раду, так что это будет попытка номер два. Кабмин спешит, чтобы развязать себе руки на случай экстренных событий в энергетической сфере в стране. А основания для них есть, предупреждают эксперты. С вопросительным знаком сегодня ситуация в энергосекторе Донецкой и Луганской областей: военные действия нарушают работу электростанции и шахт. 

«Общая мощность энергосистемы Украины — 53 ГВт. Из них доля Славянской — 0,8 ГВт, Углегорской — 1,5 ГВт, Зуевской — 1,2 ГВт, Кураховской — 1,5 ГВт (последние три находятся в Донецкой области. — Авт.)», — рассказывает об энергетических резервах страны и роли в них Восточного региона заместитель директора Центра исследований энергетики Вадим Гламаздин. Эксперт признается: хоть это и не очень большая емкость с учетом летнего режима функционирования, но последующее углубление ситуации может привести к негативным последствиям.

«В Донецкой и Луганской добывается около 5 миллионов тонн угля, преимущественно — энергетического. Большая часть используется в этих областях, часть направляется в Харьковскую и Днепропетровскую. Иногда приходится возить в западные области», — рассказывает «Дню» еще об одном энергетическом направлении работы на Востоке председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. По его словам, из украинского угля производится 26% всей электроэнергии страны и 60% — тепловой электроэнергии. Донецкий и луганский уголь также используется в быту населением, в коскохимии, машиностроении, металлургии, химической промышленности. «То есть угрозы очень большие», — говорит Волынец. По его мнению, если на Востоке что-то пойдет не так, то на лопатках может оказаться добрая часть экономики. «А что делать, если обесточится шахта? Как оттуда поднять шахтеров? Есть шахты, где работает по 100, 500 и даже до 1000 человек. А как подать туда воздух, чтобы они там не умерли от духоты? В Донецкой и Луганской областях на государственных шахтах занято 140 тысяч шахтеров и еще есть рабочие на 32 частных шахтах», — подытоживает он.

Однако в Минтопэнерго пока не спешат бить тревогу. «Перечень объектов, охраняемых Нацгвардией, уже утвержден «Укрэнерго», — говорит заместитель директора департамента электроэнергетики Министерства энергетики и угольной промышленности Борис Соркин. «Министерством выданы соответствующие поручения, всеми субъектами прорабатывается вопрос обеспечения всех станций резервным топливом. Проверяются мазутохозяйства, запасы, резервные возможности для пополнения запасов мазута», — сообщил Соркин. По его словам, таким образом хотят предотвратить последствия возможных проблем с поставками природного газа и угля. Для компаний-потребителей газа (ТЭЦ, блокстанции, энергоблоки) введены ограничения по потреблению газа. Славянская ТЭЦ переведена на работу малым блоком, чтобы, сократив потребление угля, сохранить работу основных технологических систем. «Эти все меры в целом дают возможность министерству заявлять, что ситуация с точки зрения энергообеспечения страны не является критической, за исключением локальных районов или областей», — заверил чиновник, отвечая на вопрос «Дня».

Итак, мнения экспертов и министерских чиновников о критичности положения в энергетике отличаются. Так же, как и относительно необходимости принятия законопроекта о чрезвычайном положении в энергосекторе. Как мы знаем, КМУ — «за».

«За» принятие, но с доработками выступает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. По его мнению, в документе должны появиться механизмы, чтобы остатки государственных энергетических объектов не ушли в частные руки через аренду или концессию. «Кроме того, нужно смотреть, чтобы на них не поставили менеджмент, который будет работать на ГТС и газовых хранилищах в интересах частных структуру», — детализирует он. Ограничивая энергопотребление предприятий, продолжает Омельченко, следует смотреть, чтобы это были те, которые не являются критическими для украинской экономики. И наконец эксперт советует создать балансы природного газа по регионам, чтобы видеть варианты замещения газа другими ресурсами. «Готовиться к полному переводу ГТС на реверсный режим», — говорит он о последнем мероприятии, которое должно быть в этом законопроекте.

Довольно трудно понять, что подразумевается под введением чрезвычайного положения в энергетике, говорит «Дню» президент Ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Андрей Мизовец. По мнению эксперта, максимальная экономия энергоресурсов и так проводится в стране. Поиск новых источников для поступления газа в Украину показывает только один вектор — Европа. «Для этого не нужно чрезвычайное положение, поскольку это и так у нас делается», — подытоживает он.

Эксперт «Международного центра перспективных исследований» (МЦПИ) Анатолий Октисюк также считает, что в данном виде документ нельзя принимать. «В нем не прописаны конкретные основания для введения особого периода в ТЭК. В связи с этим необходимо четко прописать причины ограничения или прекращения поставок энергоносителей в Украину, а также — конкретизировать тип энергоносителей, по которым возникли ограничения», — говорит он. Серьезным недостатком, по мнению эксперта, этой редакции законопроекта является отсутствие четко прописанной формулы цены, по которой будет осуществляться обязательная продажа всего добытого в Украине газа уполномоченному лицу по вопросам газа. «Целесообразно было бы привязать эту цену к предельной цене НКРЭ, которая существует на момент введения особого периода в ТЭК. Кроме того, необходимо конкретизировать, кто именно будет или может выступать в качестве уполномоченного лица от КМУ», — объясняет Октисюк. По его мнению, если замечания по поводу цены пропустят мимо ушей, то в таком случае следует ожидать оттока инвестиций из сектора, что обусловит существенное сокращение собственной добычи газа. Он называет документ лоббистским, который проталкивают крупные промышленные потребители газа, так как в условиях войны правительство фактически договаривается о газовых скидках и преференциях для крупного бизнеса. «Документ несет риски для предприятий, занимающихся газодобычей в Украине. Предприятия, которые поддерживают энергетическую независимость государства, могут просто прекратить свою деятельность. Чтобы этого не произошло, пусть газовая проблема станет «головной болью» для олигархов, а не для украинского государства», — подытожил он.  

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать