Перейти к основному содержанию

Лоцман — человек государственный

Стране он обеспечивает не только доход, но и престиж
08 апреля, 21:14

В международной практике мореходства безопасность судовождения имеет приоритет над коммерческими интересами. Приняв программу усовершенствования государственной системы обеспечения безопасности судоходства на 2002—2006 годы, Украина согласилась с этим принципом. В связи с этим Минтранссвязи поручило госпредприятию «Дельта- лоцман» обеспечить безопасность судоходства в районах лоцманских проводок и зонах ответственности служб регулирования движения судов (СРДС).

Раньше безопасность мореплавания в территориальных водах обеспечивалась силами морских торговых портов. Но, по мнению специалистов, обязанность обеспечивать безопасность мореплавания в своих водах, по международному морскому праву, лежит на государстве.

Находясь в непосредственном административном подчинении у руководства порта, лоцманские службы были вынуждены действовать, прежде всего, в интересах порта, что зачастую вступало в противоречие с требованиями безопасности судоходства и охраны труда. Коммерческие интересы порта и смежных организаций часто вынуждали лоцманов выполнять свои обязанности в экстремальных погодных условиях и в нарушение правил, установленных самими портами, что создавало прямую угрозу как жизни людей, так и окружающей среде и грузам. А вот за шесть последних месяцев ни одного происшествия допущено не было.

Лоцманские службы в структуре подразделений портов еще вчера не имели единых стандартов квалификации персонала, современных методов подготовки, требований к техническим средствам, норм охраны труда лоцманов. Отсутствовала политика формирования резерва, опытные судоводители флота отказывались от работы лоцманами из-за низкой оплаты их высококвалифицированного труда и падения престижа профессии. Службы регулирования движения судов в составе портов страдали теми же болезнями, не имея средств на модернизацию и развитие. Показателен такой пример. В декабре 1992 года лоцманы Керченского морпорта, занятые проводкой судов в Мариуполь, Бердянск, были переведены руководством порта на работу в российское предприятие «Менеджер» (г. Туапсе). По возвращению в 1997 году в родной порт (в связи с ликвидацией российского предприятия), им не были предоставлены элементарные условия работы: их не доставляли к месту посадки на лоцботы, у них не было в достаточном количестве индивидуальных спасательных средств, радиостанций, спецодежды.

Во время комплексной проверки Госфлотинспекцией Украины в мае—июне 2004 года лоцманских служб, передаваемых в состав ГП «Дельта-лоцман», было установлено, что у них не хватает специалистов (32,7%), отсутствовали должностные инструкций. Не были застрахованы и работали без сертификатов или с просроченными сертификатами более половины лоцманов. Почти треть персонала не имела радиосвязи, 82% — спецодежды и индивидуальных спасательных средств. Не проводился инструктаж по охране труда и техническая учеба. Отсутствовали технологические схемы швартовок, навигационные карты и пособия региона обслуживания (76%). Основной технологический персонал размещался в помещениях, непригодных для труда и отдыха. Средний возраст специалистов в некоторых службах составлял 63—65 лет. Устарелым оказался и лоцманский флот (свыше 20 лет), а планов его обновления не было. Многие лоцманы и лоцманы-операторы не проходили обязательной подготовки и переподготовки.

Все это свидетельствует об отношении администраций портов к безопасности мореплавания и их нежелании вкладывать средства в объекты, которые не всегда приносят прямые доходы и не являются для портов основным видом деятельности.

Госпредприятие «Дельта-лоцман» всего за год сформировало кадровый резерв лоцманов и постоянно добивается омоложения персонала, повышения его квалификации, улучшает социальные условия. В Отраслевом тренажерном центре (ОТЦ) переподготовлено больше 70 лоцманов и 48 лоцманов-операторов, обучены 70 лоцманов и 54 лоцмана-оператора. В результате устранен недокомплект специалистов.

Приняв от портов лоцманские суда, «Дельта-лоцман» поставило большинство из них на капитальный ремонт. Заказано шесть новых современных судов. Выполнен ремонт помещений и построены новые лоцманские станции в портах. Разработаны планы модернизации служб регулирования движения судов и создания системы мониторинга судоходства в территориальных водах Украины, принимаются меры к интеграции этих систем в аналогичные системы Евросоюза.

Коллективы Керченского, Феодосийского, Севастопольского филиалов предприятия «Дельта-лоцман» выступили с совместным заявлением. В нем, в частности, говорится: «Государственный морской лоцман Украины является представителем нашего государства, который первым ступает на борт иностранного судна, заходящего в украинские воды. Лоцман обязан иметь высокую профессиональную подготовку, нести персональную ответственность за свои действия. Добиться этого можно только в рамках Единой государственной лоцманской службы Украины».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать