Любопытство как жизненная необходимость

Сбор данных о партнере должен стать для вас обязательным этапом подготовки к сделке. Но речь идет не о простом любопытстве, а о самозащите от «хищников», о выживании вашего бизнеса. Круг сведений, которые вам нужны, определяются конкретной задачей. Речь может идти о кредитовании, единоразовой сделке, длительном сотрудничестве, инвестировании, привлечении инвестора, предоставлении гарантий, сдаче в аренду недвижимости, лизинге имущества, вступлении в холдинги и концерны, посредничестве и многом другом.
В американском кино полицейские предупреждают арестованного: «Вы имеете право молчать. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас». Перефразируем эту сакраментальную фразу на бизнесовый лад: все, чего вы не знаете, может быть использовано против вас. А то, о чем вы узнали, начинает работать на вас. Управлять можно только тем, о чем вы знаете. Практикой бизнеса доказано: стеснительный и не любопытный человек никогда не превратится в удачливого бизнесмена. Жажда информации, а тем более о конкурентах и партнерах — черта истинного предпринимателя. Информации никогда не бывает много. Если сведения дублируют уже известное, то это не значит, что такая информация лишняя. Это означает, что она имеет самостоятельную ценность, как подтверждение достоверности той, которая была получена ранее. Какие же сведения нужно собрать и проверить, чтобы получить максимально полное представление о партнере в качестве базы для принятия правильного решения? Перечислим их, а потом рассмотрим каждое отдельно. Правильное полное и сокращенное названия предприятия; наличие и реквизиты государственной регистрации, история перерегистраций; юридический и фактический адрес; номера телефонной и факсимильной связи; правовая форма и форма собственности; статистический код; учредители и их доли; официальные сведения об администрации (топ-менеджменте); банковские реквизиты; основные виды деятельности; имущество собственное и арендуемое; материнские и дочерние компании, филиалы, соучреждение других компаний; финансовые показатели за последний отчетный и предыдущие периоды; основные клиенты; налоговая и кредитная дисциплина; участие в арбитраже в качестве ответчика; участие руководителей и учредителей предприятия в руководстве и учредительстве других предприятий, финансовое положение и репутация этих предприятий.
Даже добропорядочная фирма в разные периоды и по стечению различных обстоятельств может испытывать финансовые, производственные, сбытовые, организационные и прочие затруднения. Поэтому важно знать в какой ситуации будет находиться ваш партнер в период исполнения своих обязательств перед вами.
К примеру, во время реализации намеченной сделки ваш партнер должен погасить кредит. Или в этот период он планирует проводить реконструкцию производственных помещений. А может быть, именно в это время вступит в силу какое-нибудь законодательное новшество, например, лицензирование того вида деятельности, к которой относится ваша сделка. Все это нормальные явления, но они могут отразиться на платежеспособности партнера, на своевременности (а то и на возможности вообще) выполнить им свои обязательства.
Поэтому данные, полученные при проверке и сборе информации, должен дополнить анализ предстоящих возможных рисков сотрудничества с конкретным партнером в конкретных условиях в конкретный период. После этого можно будет выбирать схему оптимального сочетания наибольшей выгодности при наибольшей безопасности сотрудничества. Если, конечно, в ходе такой проверки не было установлено, что ни в какие отношения с данным предприятием вступать вообще недопустимо.
И еще: не заменяйте проверку партнера мнением о нем третьих лиц, даже если их прошлые контакты завершились вполне благополучно. Не руководствуйтесь рекомендациями тех, кто не разделит с вами последствия, кто не будет отвечать «собственной шкурой» за своего протеже, который может обмануть вас.
При следующей встрече на страницах «Дня» мы пройдемся по каждому из пунктов вышеприведенного списка и посмотрим, какие сюрпризы могут скрываться даже в самых элементарных данных о той или иной фирме.
Выпуск газеты №:
№127, (2004)Section
Экономика