Перейти к основному содержанию

Менеджмент для малого города

Поиск инвесторов становится содержанием работы органов самоуправления
16 августа, 19:13

Большие города, как известно, имеют значительные проблемы, но маленькие — еще большие. Это — мизерный бюджет, упадок жилищно-коммунального хозяйства, низкий уровень развития городской инфраструктуры, миграция жителей в поисках «лучшей жизни». И все произрастает с единой почвы — недостаточного финансирования. А если принять во внимание, что малые города — это треть населения страны, то вопрос о методике работы над местными бюджетами становится чрезвычайно актуальным. Но здесь не может быть единого подхода. Как правило, местности с хорошими природными условиями или расположенные вблизи мегаполисов, имеют значительные преимущества.

От города энергетиков Украинка до столицы всего 40 километров. Живет тут 15 тысяч человек, и многие из них работают на Трипольской ТЭС. Когда-то именно она была основным источником поступлений в местный бюджет и самым крупным работодателем города, как говорится, городо- и бюджетообразующим предприятием. Сегодня этот статус в значительной степени утрачен. На первое место вышел малый и средний бизнес. На местных предприятиях изготавливают разнообразные изделия, в частности, тарную упаковку, баки для автозаправок, краску для волос и тому подобное.

Но местные власти пытаются избежать односторонней, производственной ориентации. Когда-то Трипольская ТЭС выделила средства на строительство спортивного комплекса. В 1993 году оно было приостановлено. С тех пор на живописной набережной города высится уродливый долгострой. Сегодня местные власти взялись за возобновление строительства, и тем самым предприняли первый шаг на пути к получению городом статуса центра отдыха. В этом смысле Украинке повезло — природные условия тут прекрасные. Именно здесь в Днепр впадает Стугна, а рядом — сосновый лес. Поэтому есть намерение использовать все это богатство с пользой как для людей, так и для муниципального бюджета.

По словам мэра города Павла Козырева, власти Украинки намереваются превратить набережную в современную рекреационную зону. Уже отобраны проекты для строительства стадиона и физкультурно-оздоровительного комплекса. Согласно предварительным подсчетам на это уйдет около 10 миллионов гривен. Средства будет выделять местный бюджет, а именно — из фонда развития города. Козырев говорит, что будут строить «не на деньги инвесторов, а на деньги города, чтобы все жители Украинки могли свободно пользоваться этими объектами».

Козырева не случайно волнует доступность рекреационных объектов для граждан города. Ведь у инвестора могут быть совсем другие намерения. «В горсовете тридцать членов, из них четверо — киевляне. Какое они имеют отношение к городу?». Мэр также поднимает вопрос отношений между ветвями власти в городах. «И финансовая зависимость — тут не главное, это только верхушка», — подытоживает он, потому что считает, что сегодня строится вертикаль, отстраняющая местное самоуправление с тем, чтобы руководить всем из Киева.

Конкретные предложения относительно улучшения финансового состояния Украинки имеет не только мэр. Генеральный директор Украинской компании развития Ефим Бородулин рассказывает: «В Украинке есть сто с лишним гектаров земли, которые наша компания взяла в аренду. Здесь мы планируем построить тысячу коттеджей (раньше эта компания выделила 500 тысяч гривен на финансирование муниципальной программы «Дороги и тротуары» в городе Украинка). Это отразится на уровне жизни жителей города («Богатые люди и люди среднего класса будут платить больший налог и не государству, а в муниципальный бюджет»). Кроме того, здесь будет создано немало новых рабочих мест. Инвестор изложил также свое видение «правильной» общины: «Когда есть инициативные люди с деньгами, вкладывающие их не в благотворительность, а с целью получить прибыль, которые приходят и развивают в конкретном месте конкретные вещи, а потом часть прибыли отдают в местный бюджет, то это и есть община. И вообще важна не сама община, а ее руководитель, мэр города. Это должен быть высококвалифицированный менеджер. В любой стране мира у руля стоит хороший менеджмент». Похоже, у Бородулина с Козыревым нормальные деловые отношения, которые будут и далее развиваться.

Однако они во многом зависят от того, как будет осуществляться налоговая реформа, удастся ли реально усилить роль местных налогов и сборов в формировании доходов местных бюджетов, что требует разработки и реализации региональной налоговой политики. По мнению многих экспертов, она должна базироваться на четком законодательном распределении полномочий, ответственности и финансово-экономической базы между государственными, территориальными и местными уровнями управления. Налоговая система должна осуществляться путем установления стабильных ставок налоговых отчислений в государственный и местные бюджеты и расширение прав местных органов исполнительной власти относительно формирования и использования местных налогов и сборов. Как отметил Козырев, налог на имущество может восстановить некоторую справедливость в этой сфере. «Например, кто-то имеет в нашем городке дом, но прописан в Киеве, а поэтому выплачивает налоги, которые идут в бюджет столицы. Новый налог на имущество решит эту ситуацию — на кого бы ни был записан дом, где бы ни находился владелец, он будет выплачивать налог, который будет идти в бюджет города». Кроме того, мэр Украинки выступает за возрождение практики перечисления в местные бюджеты половины средств от объема перевыполнения прогнозных показателей доходов государственного бюджета, являющихся базой для перечисления дотаций.

Тем временем еще в марте 2004 года вступил в действие закон о введении общегосударственной программы развития малых городов. Однако, по словам Председателя секции малых городов Ассоциации городов и общин Украины (далее — АГУ) Козырева, с того времени и до сегодняшнего дня он ни разу не получал реальных средств на ее выполнение. Недавно Верховная Рада поручила Кабмину в ходе подготовки проекта госбюджета-2007, предусмотреть средства на выполнение ряда общегосударственных программ. Однако в этом перечне не нашлось места для такой необходимой регионам программы развития малых городов.

Исполнительный директор, вице-президент АГУ Мирослав Питцик считает альтернативным решением сотрудничество в вопросах формирования бюджетов малых городов, так же как средних и больших, с Министерством финансов. А еще не следует забывать, что Верховная Рада одобрила недавно постановление «Об основных направлениях бюджетной политики Украины на 2007 год» (Бюджетная резолюция). В ней, в частности, уделено много внимания отношениям между государственным и местными бюджетами. Там же предусматривается, что средства, направленные на исполнение делегированных полномочий местным советам, должны просчитываться в соответствии с государственными социальными стандартами и другими действующими нормами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать