Перейти к основному содержанию

Минфин и Миндоходов разошлись во взглядах

Украинский бизнес снова переживает налоговый шок
14 марта, 11:17
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Говоря «по-одесски», сегодня украинским предприятиям предложили на выбор «две большие разницы»: оставить в Налоговом кодексе все как было или серьезно изменить один из важнейших его разделов, где определяется перечень «налоговых разниц» в сторону упрощения и максимального сближения с бухгалтерской отчетностью.

Что такое налоговая разница? Это, собственно говоря, просто разница между доходами предприятия и расходами, потребовавшимися для получения доходов. Если предприятие определит ее правильно и, соответственно, уплатит налог с прибыли, то у налоговой не будет к нему претензий. Первый вице-президент УСПП Сергей Прохоров популярно объясняет непосвященным: «Когда иностранный инвестор покупает какое-то предприятие в Украине, а потом начинает его ремонтировать, то ему непонятно, почему нельзя отнести на себестоимость затраты на этот ремонт и что это за две разницы, которые возникают в бухгалтерском учете и в налоговом». «Как же можно говорить о реновации нашей экономики, — продолжал Прохоров, — если мы не уберем в Налоговом кодексе такое препятствие?» Топ-менеджер УСПП благодарен Министерству финансов и Министерству доходов и сборов за то, что они предоставили бизнесу возможность принять участие в обсуждении предлагаемых изменений к Налоговому кодексу.

Между тем об этих ведомствах не скажешь, что они выступают единым фронтом, поскольку их функции сегодня во многом переплетаются и перекрываются. В частности, по словам источника «Дня», «доходники» очень ревниво отнеслись к инициативе Минфина (он со своей инициативой как бы залез в чужой огород) и не очень склонны принимать предлагаемые изменения без боя. Еще бы: минфиновская модель связана со значительными сложностями для налоговой службы в части администрирования. Не исключено, что ее больше привлекает другая версия, используемая в некоторых странах для налогообложения крупных корпораций и предполагающая обязательный аудит, облегчающий работу налоговой службы. Вот только нашему среднему и малому бизнесу аудит-обязаловка не по карману (его стоимость — это, как правило, примерно 3—5% от суммы, которая подтверждается аудитом). И у финансистов в этом споре с налоговой есть немаловажное преимущество: бизнесу, едва ли не впервые, предлагаемые Минфином налоговые новации должны понравиться.

В этом бухгалтеров и топ-менеджеров компаний убеждала разработчик этого законопроекта заместитель директора Научно-исследовательского финансового института при Академии финансового управления Минфина Людмила Левинская. По ее мнению, «идеология налоговых разниц является для украинского бизнеса более привлекательной хотя бы потому, что их администрирование более простое и более дешевое». Характеризуя законопроект, Левинская отмечает, что его разработчики старались устранить «экономически необоснованные налоговые разницы».

Для большинства предприятий количество налоговых разниц не превышает, по словам исследовательницы, 4—6, что составляет всего 2% от того перечня, который есть сегодня в Налоговом кодексе. Вместе с тем Левинская рассказывает, что перед разработчиками была поставлена задача сохранить фискальную слагаемую, чтобы не пострадал бюджет и договоренности, существующие сегодня между властью и бизнесом, сохранились. «Сегодня большая часть налоговых разниц — результат договоренности власти и бизнеса, — утверждает Левинская и, защищая предлагаемую модель и критикуя модель оппонентов, разъясняет бизнесу логику последней: — Вы практически вернетесь к модели, существовавшей до утверждения Налогового кодекса. Валовые доходы и затраты — это шаг назад, возврат к старой модели, где вы будете отдельно для налоговой вести учет доходов и затрат, на которые вы потом откорректируете финансовый результат для формы 2».

И все же заместитель директора института подчеркивает, что каждая из моделей имеет право на существование. Она призывает бизнес высказывать свои замечания для того, чтобы определить лучшую. При этом она называет себя человеком, идущим впереди, и обещает выдержать, если в спину ей полетят камни.

Бизнес еще не определился окончательно с выбором предложенных моделей, говорит глава экономической комиссии УСПП Юлия Драговоз. Она сообщает, что «до выяснения всех вопросов мы подали законопроект, в котором предлагается отсрочить внесение обсуждавшихся изменений и (разрешить бизнесу. — Авт.) не подавать отчеты за 2013 год».

А вот менеджер аудиторской компании BDO Сергей Рогозный уже сделал свой выбор. Он называет модель, предлагаемую Минфином, «настолько большим шагом вперед и позитивным движением в направлении более цивилизованного учета, что ее трудно переоценить». Но при этом считает, что ее необходимо совершенствовать. В частности, он предлагает изъять из документа пункт, относящий социальную сферу предприятий к постоянной налоговой разнице по затратам, поскольку это будет препятствовать решению нескольких важных общегосударственных задач: демографической, кадровой и бюджетной. Например, расходы бюджета на содержание детских садов, домов культуры и учреждений образования, по мнению аудитора, многократно превышают бюджетные поступления от отказа предпринимателей содержать социальную сферу.

КОММЕНТАРИЙ К ТЕМЕ

Министр доходов и сборов Украины Александр КЛИМЕНКО — о налоговых «перспективах» в Украине:

«Мы должны получить позицию Президента. Я же считаю, что все изменения, которые мы должны проводить, должны быть направлены на улучшение бизнес-климата. Во главу угла мы ставим вопрос совершенствования механизма администрирования. Так что по этому вопросу решение примет Президент. И мы его будем выполнять».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать