Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Минус еще один миллиард из госбюджета

Почему государство прощает долги предприятиям оборонно- промышленного комплекса, от которых остались лишь «труба и забор»?
15 ноября, 11:42

Президент Украины Виктор Янукович подписал закон о списании долгов предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые входят в госконцерн «Укроборонпром» (теперь под его управлением 130 из 162 предприятий ОПК Украины). Идет речь о задолженности перед госбюджетом и государственными структурами — Пенсионным фондом, «Нафтогазом» и т.п. По словам автора законопроекта депутата Владислава Забарского, они возникли из-за практического отсутствия госзаказа и недостаточного финансирования, а также из-за «несоответствия финансовых возможностей предприятий их положению на отраслевых и товарных рынках». Долги накапливались годами и на момент регистрации законопроекта, осенью 2011 года, составили 819 миллионов гривен. Пока он находился на рассмотрении парламента, задолженность лишь увеличивалась. Поэтому если сначала автор законопроекта предлагал списать ее по состоянию на 1 февраля 2012 года, то впоследствии внес правку «по состоянию на 1 сентября». В соответствии с данными с открытых источников, общая сумма задолженности предприятий ОПК на это время составляет 1,9 миллиарда гривен.

По замыслу, спишут лишь безнадежные долги, которые практически не имеют перспектив возвращения в бюджет. И это будет способствовать финансовому оздоровлению предприятий отрасли и технологической модернизации. «Они смогут работать и стабильно выплачивать заработную плату, потому что им не нужно будет возвращать сумму накопленных годами долгов. И потому это положительно будет влиять на состояние выплаты заработной платы», — убежден Забарский.

Тем не менее, Верховная Рада, которая приняла законопроект 6 сентября, списать долги оборонных предприятий согласилась не сразу. И если в первом чтении (декабрь 2011 года) его поддержало 249 депутатов, то во втором (февраль 2012 года) «против» проголосовали 304. Интересно, что его отклонил комитет по вопросам национальной безопасности и обороны (!). Как объяснил председатель комитета Анатолий Гриценко, недовольство вызвано тем, что парламент должен был списать долги не только перед государством, но и «банками, кредитными учреждениями разных форм собственности, не спрашивая их», а это — около двух миллиардов гривен, «вымытых» из банковской системы. «...нарушается свыше десяти законов и норм Конституции, что недопустимо», — возмутился Гриценко.

В конечном итоге, после внесения поправок, депутаты проголосовали за списание предприятиям ОПК долгов, однако лишь «государственных». К сведению, госбюджету они задолжали 248,6 миллиона гривен, государственным целевым фондам — 366,1 миллиона гривен, коммунальщикам — 146,3 миллиона гривен. Интересно, что, чтобы из-за списания задолженности социальные фонды не понесли убытки, парламентарии позволили им на сумму «списания» уменьшить свои обязательства перед бюджетом. А вот энергопоставщикам списанные долги «оборонки» обещают возместить через механизм взаимозачетов.

Долги перед банками остаются. Впрочем, возместить их путем банкротства и санации закон запрещает. Он предусматривает установление трехлетнего моратория на «принудительную» реализацию имущества. Правда, в эффективность такой нормы мало верят эксперты. В частности член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах правильно заметил, что в действительности есть такие предприятия, «которые за последнее десятилетие ни одного оборонного заказа не получили, при этом их запрещено приватизировать». А потому, необходимо провести полную инвентаризацию предприятий ОПК, «чтобы понять, кому какая именно помощь необходима». С ним согласен и Забарский: «Есть предприятия, которые, грубо говоря, представляют собой трубу и забор». Следовательно, для ряда предприятий нынешнее списание долгов станет своеобразным тестом на перспективность. «Списав безнадежные долги перед государством, мы даем возможность предприятиям ОПК также решить вопрос и с долгами перед банками. Ведь на это можно будет направить заработанные средства», — объяснил «Дню» автор закона. «Перспективы во многих из них достаточно хорошие. Теперь работать они смогут эффективнее. Тендерные процедуры, кстати, для них уже отменили, что тоже этому будет способствовать. Быстрее процесс пойдет», — уверяет Забарский.

Но, тем не менее, мало верит в улучшение исключительно за счет списания долгов. Это как лечить воспаление легких компрессом на лоб: облегчение от жара дает, но временное. Кажется, в высших кабинетах это тоже понимают. В начале лета министр обороны Дмитрий Саламатин заявил: «Нам нужно не только решать негативы, но и воплощать позитив — наращивать финансирование разработок, обновлять научно-производственную базу конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов». Тогда же министр пообещал, что много чего с того, что отечественные предприятия ОПК в настоящее время экспортируют, будет поступать на вооружение украинской армии уже в ближайшее время.

Председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны убежден: списать долги нынешняя власть хочет не ради спасения отрасли, а с целью ее приватизации. «Главная цель — очистить от долгов, капитализировать оборонные предприятия, чтобы... потом их передать в правильные руки», — заявлял он еще до принятия закона. Тогда же он правильно заметил, что конкретные руководители предприятий, которые виновны в допущении задолженности, должны понести ответственность. А этого закон как раз не предусматривает. «Это несправедливо по отношению к руководителям тех предприятий, которые работали эффективно. Долги не возникают просто так. Это государственные и казенные предприятия, финплан каждого из них ежегодно подписывают соответствующие министры», — объяснил он в комментарии «Дню». «Законопроект зарегистрировали еще год назад, а Янукович «списывает» и те долги, которые образовались за этот год. Это еще 300 миллионов. То есть, заинтересованные лица, зная, что закон пройдет, могли не проникаться, допуская новые долги», — заметил экс-министр.

«Я не против того, чтобы в конкретных случаях, где есть подозрение в преступном накоплении долгов и т.д., провели расследование и виновных наказали. Но к законопроекту это не имеет никакого отношения», — ответил на замечание Забарский.

Но Гриценко в то, что виновных будут искать, не верит. «При нынешней власти никто никого не накажет».

Но Саламатин отмечает: если речь идет об ответственности за долги, то ее должен понести и сам Грищенко, как экс-министр обороны. Ведь в период его руководства кредиторская задолженность, подсчитал Саламатин, лишь 39 предприятий, которые находились в ведомстве Минобороны, на 1 января 2006-го превышала 338 миллионов гривен. А за год управления Гриценко она увеличилась на 50% — до 515 миллионов гривен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать