Модель прогрессирующего популизма
Перспективы экономики ухудшаются политической нестабильностью
Наш самый грандиозный долгострой — создание демократического общества, способного обеспечить реальную экономическую свободу каждому гражданину. Как отметил на презентации ежегодника «Украина: стратегические приоритеты. Аналитические оценки-2004» советник Президента Украины, председатель Совета Нацбанка и директор Национального института стратегических исследований (НИСИ) Анатолий Гальчинский, Запад шел к этой цели 200— 250 лет. Сколько на аналогичную процедуру потребуется Украине? По словам Гальчинского, действующая модель экономического роста себя исчерпала еще в 2002 году. Но это обстоятельство не попало в зону внимания правительства и парламента. Продолжение экономических реформ в Украине, по мнению директора НИСИ, будет заключаться в формировании механизмов рыночного равновесия. Власть необходимо будет отделить от собственности.
Пойдет ли на это власть, предвидеть сложно даже в контексте событий «оранжевой революции». Хотя такое разделение, возможно, и создало бы предпосылки для социальных реформ рыночного типа, которые провисали, по словам Гальчинского, из-за несогласованности позиций парламента и правительства. «Нас волнует опасность, заключающаяся в существующей модели экономической политики, которую можно охарактеризовать как модель прогрессирующего популизма, — говорит специалист. — Сегодня наши кандидаты не говорят о том, как производить, как увеличивать общественный продукт. Речь идет лишь о его распределении». Похоже, нового перераспределения после смены власти не избежать. Слишком уж заманчивая перспектива — разделяй и властвуй.
Вряд ли это будет способствовать формированию условий для утверждения социально-рыночной экономики, на отсутствии которых акцентировал внимание Гальчинский. По его мнению, такая экономическая модель — лишь этап более высокого развития рыночной экономики. «И для начала необходимо утвердить зрелую экономическую рыночную систему, а уж потом трансформировать ее в модель социально-рыночной экономики».
Утверждение рыночной системы или, вернее, ее несоответствие мировым стандартам, тормозит принятие Украины во Всемирную торговую организацию и Европейский Союз. Не то чтобы мы с этим смирились, но твердо для себя решили «идти в Европу не с протянутой рукой». И, как распланировал Гальчинский, у Украины есть почти четверть века для выполнения трех базовых заданий, стоящих перед экономикой в связи с евроинтеграцией. «Во-первых, речь идет о реализации стратегии опережающего развития. Для этого до 2015 года необходимо увеличить ВВП в 2,3-2,4 раза. Во-вторых, утвердить инновационную модель, что обеспечит ощутимое увеличение конкурентоспособности украинской экономики и утвердит Украину как высокотехнологическое государство. И, в-третьих, нужна активная социальная политика и, прежде всего, утверждение среднего класса». Эксперт считает, что все это — комплексные задачи и к их осуществлению надо подходить взвешенно. Особенно с учетом того, что «нашим базовым заданием является решение вопросов, связанных с членством в НАТО».
Евроинтеграции Украины могли бы способствовать внешние инвестиции. Но политическая нестабильность ставит их под вопрос. Впрочем, по словам директора НИСИ, «Россия будет стремиться компенсировать свои политические потери более активной экономическо-интервенционной политикой. Это, в свою очередь, потребует от нас трезвого отношения к этому капиталу». Похоже, у нас нет сегодня другого выбора, кроме перехода к ускоренному формированию мощного национального капитала. Не заняться ли еще и легализацией теневого сектора нашей экономики, «скрывающегося» от несовершенства законодательной базы? Но для этого уже потребуется совершенно новая «метла».
Выпуск газеты №:
№232, (2004)Section
Экономика