Перейти к основному содержанию

«Модернизация» победила «утилизацию»

«Укроборонсервис» заявляет о намерениях продавать на международном рынке Т-64, на «порезку» которых в июле прошлого года НАТО давало деньги
10 января, 11:27
Т-64 — СЕМЕЙСТВО ТАНКОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ВЫПУСКАВШИХСЯ СЕРИЙНО В СССР С 1963 ПО 1987 ГОД / ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

Именно этот танк является основным танком наших вооруженных сил, но за рубеж Украина его ранее не поставляла. Как сообщил директор госпредприятия Сергей Микитюк, сейчас созданы условия для формирования у иностранных заказчиков контрактного интереса к приобретению. «Есть уверенность в успехе этого продукта, который превосходит многие аналоги по критерию «цена-качество», — цитирует его информагентство РБК.

Действительно, хотя Т-64 был разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению еще в 60-е годы и производился с 1967 по 1987 год, со временем он прошел существенную модернизацию. Около десяти лет назад харьковский завод имени Малышева начал для Министерства обороны Украины изготавливать Т-64 БМ «Булат», который получил ряд новшеств. Конструкторы отмечают хороший автомат заряжания, вентиляцию боевого отделения, высокую проходимость и защищенность, и т.д. Хотя справедливости ради стоит сказать, что изначально конструкция танка имела множество недостатков, в том числе были сложности с ходовой частью.

Но почему ж продвигать Т-64 на мировой рынок решили только теперь? Начнем с того, что на самом деле продать его за рубеж уже пробовали: по крайней мере, два года назад было сообщение о том, что Украина предлагала их Индонезии. Но в основном распродавала в страны Третьего мира оставшиеся в наследие от СССР танки Т-72. Эти машины шли на экспорт еще в советское время. Они изначально были более дешевыми в производстве и ремонте. Кроме того, специалисты отмечают, что Т-64 в управлении сложный, требует высокого уровня подготовки экипажей, так что не столь привлекателен для тех же африканских военных. Современной же разработкой является танк «Оплот», основой для которого был Т-80УД, и именно «Оплот», а не «Булат», продвигают на международных рынках украинские спецэкспортеры. Например, в 2011 году Украина заключила соглашение с Таиландом на поставку в эту страну 49 таких танков стоимостью 200 млн. долларов. Есть вероятность, что слухи об иссекающем запасе опорных катков для «Оплота» близки к правде (новые производят в России). Таким образом, выходит, что сейчас пришло время продавать машины, которые имеют больший запас комплектующих.

Тем не менее, сейчас лучше припомнить июльское предложение НАТО утилизировать такие танки. В Украине на армейских базах хранения военной техники их не менее 1600 единиц, но пока речь идет об утилизации только нескольких сотен. В ноябре СМИ сообщали, что агентство НАТО по материально-техническому обеспечению (NSPA) отправило на имя министра обороны Украины подтверждение намерений содействовать в реализации соответствующей программы. Утилизация устаревшей танковой техники финансируется странами-донорами в рамках программы «Партнёрство во имя мира». И вот это-то и наталкивает на мысль, что Украина хочет извлечь из этого максимальную выгоду: то ли «набить» цену и получить от НАТО больше средств на утилизацию, то ли и вправду попробовать все-таки продать часть танков, и если уж не получится — резать.

Правда, осведомленные люди восприняли предложение настороженно. «В апреле 2013 года под угрозой срыва оказался второй этап проекта Трастового фонда НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» по уничтожению в Украине обычных боеприпасов, легких вооружений и стрелкового оружия. Причина в том, что НАТО не дало на проект обещанных денег», — писал осенью военный эксперт и обозреватель «Украинской технической газеты» Дмитрий Тымчук. И напоминал, как в ГП «Укроборонсервис» сетовали, что недостаточное и неритмичное приведет к тому, что второй этап программы будет длиться не запланированные четыре года, а восемь. «На проекты по ликвидации действительно техногенно опасных — средств у НАТО денег нет, а на порезку не угрожающих никакими катастрофами танков они вдруг нашлись»,  — удивлялся Тымчук. И предполагал, что у Украины хотят просто забрать «потенциальную возможность зарабатывать на них на мировом рынке вооружений».

Шансы удачно продать Т-64 украинские эксперты оценивают высоко. «В свое время Т-64 был просто таки прорывом в танкостроении советской школы. До него прорывом был Т-34, после него — танки типа «Оплот» и Т-90. Он открыл второе поколение в танкостроении. Когда в НАТО проведали о возможностях этого танка, на Западе стали ускоренно разрабатывать оружия противодействия. Именно «шестьдесятчетверками» комплектовали танковые части на западных границах СССР. Конечно, сейчас Т-64 уже устарел, но существенная модернизация делает его довольно современной боевой машиной. Страны же третьего мира весьма интересуются техникой советской разработки, которая не такая дорогая», — прокомментировал «Дню» директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Танки советского производства Украина однозначно может предлагать дешевле, чем новые. Модернизация же одной единицы Т-64 оценивается в несколько сотен тысяч долларов. Так что цена должна быть вполне приемлемой для потенциальных покупателей.

По мнению Бадрака, утилизировать необходимо только наиболее изношенные Т-64, которые модернизировать смысла нет. Другие же стоит продать, что бы «хотя бы «отбить» средства, вложенные в разработку». «Что касается сложности управления, то отправить на место украинских специалистов сложности не составляет — они могут обучить танкистов страны-покупателя», — добавил эксперт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать