«Модернизация» победила «утилизацию»
«Укроборонсервис» заявляет о намерениях продавать на международном рынке Т-64, на «порезку» которых в июле прошлого года НАТО давало деньги![](/sites/default/files/main/articles/10012014/9tank.jpg)
Именно этот танк является основным танком наших вооруженных сил, но за рубеж Украина его ранее не поставляла. Как сообщил директор госпредприятия Сергей Микитюк, сейчас созданы условия для формирования у иностранных заказчиков контрактного интереса к приобретению. «Есть уверенность в успехе этого продукта, который превосходит многие аналоги по критерию «цена-качество», — цитирует его информагентство РБК.
Действительно, хотя Т-64 был разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению еще в 60-е годы и производился с 1967 по 1987 год, со временем он прошел существенную модернизацию. Около десяти лет назад харьковский завод имени Малышева начал для Министерства обороны Украины изготавливать Т-64 БМ «Булат», который получил ряд новшеств. Конструкторы отмечают хороший автомат заряжания, вентиляцию боевого отделения, высокую проходимость и защищенность, и т.д. Хотя справедливости ради стоит сказать, что изначально конструкция танка имела множество недостатков, в том числе были сложности с ходовой частью.
Но почему ж продвигать Т-64 на мировой рынок решили только теперь? Начнем с того, что на самом деле продать его за рубеж уже пробовали: по крайней мере, два года назад было сообщение о том, что Украина предлагала их Индонезии. Но в основном распродавала в страны Третьего мира оставшиеся в наследие от СССР танки Т-72. Эти машины шли на экспорт еще в советское время. Они изначально были более дешевыми в производстве и ремонте. Кроме того, специалисты отмечают, что Т-64 в управлении сложный, требует высокого уровня подготовки экипажей, так что не столь привлекателен для тех же африканских военных. Современной же разработкой является танк «Оплот», основой для которого был Т-80УД, и именно «Оплот», а не «Булат», продвигают на международных рынках украинские спецэкспортеры. Например, в 2011 году Украина заключила соглашение с Таиландом на поставку в эту страну 49 таких танков стоимостью 200 млн. долларов. Есть вероятность, что слухи об иссекающем запасе опорных катков для «Оплота» близки к правде (новые производят в России). Таким образом, выходит, что сейчас пришло время продавать машины, которые имеют больший запас комплектующих.
Тем не менее, сейчас лучше припомнить июльское предложение НАТО утилизировать такие танки. В Украине на армейских базах хранения военной техники их не менее 1600 единиц, но пока речь идет об утилизации только нескольких сотен. В ноябре СМИ сообщали, что агентство НАТО по материально-техническому обеспечению (NSPA) отправило на имя министра обороны Украины подтверждение намерений содействовать в реализации соответствующей программы. Утилизация устаревшей танковой техники финансируется странами-донорами в рамках программы «Партнёрство во имя мира». И вот это-то и наталкивает на мысль, что Украина хочет извлечь из этого максимальную выгоду: то ли «набить» цену и получить от НАТО больше средств на утилизацию, то ли и вправду попробовать все-таки продать часть танков, и если уж не получится — резать.
Правда, осведомленные люди восприняли предложение настороженно. «В апреле 2013 года под угрозой срыва оказался второй этап проекта Трастового фонда НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» по уничтожению в Украине обычных боеприпасов, легких вооружений и стрелкового оружия. Причина в том, что НАТО не дало на проект обещанных денег», — писал осенью военный эксперт и обозреватель «Украинской технической газеты» Дмитрий Тымчук. И напоминал, как в ГП «Укроборонсервис» сетовали, что недостаточное и неритмичное приведет к тому, что второй этап программы будет длиться не запланированные четыре года, а восемь. «На проекты по ликвидации действительно техногенно опасных — средств у НАТО денег нет, а на порезку не угрожающих никакими катастрофами танков они вдруг нашлись», — удивлялся Тымчук. И предполагал, что у Украины хотят просто забрать «потенциальную возможность зарабатывать на них на мировом рынке вооружений».
Шансы удачно продать Т-64 украинские эксперты оценивают высоко. «В свое время Т-64 был просто таки прорывом в танкостроении советской школы. До него прорывом был Т-34, после него — танки типа «Оплот» и Т-90. Он открыл второе поколение в танкостроении. Когда в НАТО проведали о возможностях этого танка, на Западе стали ускоренно разрабатывать оружия противодействия. Именно «шестьдесятчетверками» комплектовали танковые части на западных границах СССР. Конечно, сейчас Т-64 уже устарел, но существенная модернизация делает его довольно современной боевой машиной. Страны же третьего мира весьма интересуются техникой советской разработки, которая не такая дорогая», — прокомментировал «Дню» директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Танки советского производства Украина однозначно может предлагать дешевле, чем новые. Модернизация же одной единицы Т-64 оценивается в несколько сотен тысяч долларов. Так что цена должна быть вполне приемлемой для потенциальных покупателей.
По мнению Бадрака, утилизировать необходимо только наиболее изношенные Т-64, которые модернизировать смысла нет. Другие же стоит продать, что бы «хотя бы «отбить» средства, вложенные в разработку». «Что касается сложности управления, то отправить на место украинских специалистов сложности не составляет — они могут обучить танкистов страны-покупателя», — добавил эксперт.
Выпуск газеты №:
№2, (2014)Section
Экономика