«Момент истины»
Вчера Верховная Рада приняла в целом один из главных антикоррупционных законов (№2207), который требовала общественность, и отклонила другой — (№3378)Ровно через месяц после того как в «Дне» вышел материал о «санитарной норме» в три зарегистрированных во ВРУ антикоррупционных законопроекта, депутаты осилили первый законопроект — №2207 «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (относительно усиления прозрачности закупок предприятий). «Теперь «пилить» бюджет станет тяжелее, а контролировать закупки — легче», — прокомментировали в Центре противодействия коррупции. Там с уверенностью заявляют вчерашним голосованием депутаты сохранили для Украины 250 миллиардов гривен. Мол, благодаря прозрачным государственным закупкам эта сумма будет использована действительно с пользой для граждан, а не «казнокрадов», сидящих на тендерных потоках. Суть законодательных изменений, предусмотренных законопроектом №2207, проста — госпредприятия могут и дальше не проводить тендеры, но должны публиковать данные о том что они купили, у кого и по какой цене.
Народный депутат Михаил Хмиль в своем аканте в социальной сети «Фейсбук» уже назвал сегодняшнее голосование «моментом истины». Отрицать такое определение трудно. Но и корректные выводы из этого момента делать рано. Ведь на вчерашнем заседании депутаты отказались принять другой закон из так называемого «Реанимационного пакета», который требует общественность. Речь идет о Законопроекте №3378, который открывает доступ к реестрам недвижимого имущества. Лишь 207 депутатов осмелилось поддержать законодательные изменения, по которым, как утверждают специалисты, живет весь цивилизованный мир, в частности Великобритания. Другие же 82 из зарегистрированных в зале, похоже, побоялись «рейдеров» и «публичности».
Хотя еще в прошлую осень законопроект №3378 не вызывал таких «опасений» у депутатов, скорее наоборот — его называли шансом защитить свое имущество от посягательств («Законопроект №3378 — тест на европейскость украинского парламента», «День» от 9 октября 2013 года). Да и в конечном итоге авторами законопроекта являются представители всех парламентских фракций — Виктор Чумак («УДАР»), Оксана Калетник (Коммунистическая партия Украины), Леся Оробець (Всеукраинское объединение «Батьківщина»), Михайло Головко (Всеукраинское объединение «Свобода»), Юрий Деревьянко (внефракционный) и Сергей Тигипко (Партия регионов). Что же случилось вчера, и вернутся ли депутаты к вопросу открытия реестра недвижимого имущества в Украине — еще надлежит выяснить.
А в канун этого заседания ВРУ «Дню» удалось пообщаться в том числе на тему противодействия коррупции в государственных закупках с новоназначенным заместителем Министра экономического развития и торговли Павлом Качуром. Как известно в Министерстве борьбу с коррупцией в госзакупках определили приоритетом №1. и уже даже разработали новый закон об осуществлении государственных закупок. Ознакомиться с ним можно на сайте ведомства.
— Прозрачные государственные закупки — это один из трех приоритетов работы Министерства экономического развития и торговли. Я бы сказал, что это — приоритет «№1». Речь идет о деньгах, которые уже собраны в бюджет. Но которые из-за непрозрачного механизма государственных закупок тратятся неэффективно, потому что оседают в карманах коррумпированных чиновников.
...Не хочу привязываться к цифрам, расчеты общественных активистов в частности есть в открытом доступе, но скажу, что суммы отмывания на тендерах средств из госбюджета действительно поражающие.
С ТАКИМ ПЛАКАТОМ ВЧЕРА ОБЩЕСТВЕННЫЕ АКТИВИСТЫ ПРИШЛИ ПОД ВЕРХОВНУЮ РАДУ «ПОДДЕРЖАТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ В ИХ БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ»
— Выступая перед аудиторией форума «Виклики часу» в Мим-Киев министр экономического развития и торговли Павел Шеремета несколько раз отметил, что считает целесообразным ликвидировать Государственную инспекцию Украины по контролю за ценами, которая подчиняется Минэкономразвитию. У меня вопрос — а что тогда вы собираетесь делать с естественными монополиями: как будете регулировать цены на электроснабжение, водоснабжение и тому подобное?
— Монополии, не только естественные, — это большая проблема в Украине. Рынки, региональные в частности, контролируются одной-двумя компаниями. Речь идет и о продовольственных рынках, и об энергетическом рынке. Регуляция деятельности таких компаний в Украине очень слабая. Возможно, она даже одна из самых слабых в мире. Ни для кого уже не секрет, что частные собственники компаний, которые удерживали монопольное положение на рынке, в значительной степени контролировали действия регулятора. Поэтому, прежде всего, нам нужно усиливать институционную возможностью государства в регуляции монополизированных рынков. Чтобы регулятор был действительно независим и выполнял надлежащие функции. Речь идет и об Антимонопольном комитете, и о Государственной инспекции Украины по контролю за ценами, и тому подобное.
Большие монополии нужно вернуть в сферу регуляции. Или же принять решение об их распределении, чтобы рынок был конкурентным, а следовательно саморегулированным.
Действительно, мы очень осторожно относимся к заявлениям о том, что мы что-то там ликвидируем, или инициируем что-либо. Каждый шаг нуждается в четких расчетах и коммуникации с людьми.
Выпуск газеты №:
№54, (2014)Section
Экономика