Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Момент истины»

Вчера Верховная Рада приняла в целом один из главных антикоррупционных законов (№2207), который требовала общественность, и отклонила другой — (№3378)
26 марта, 11:22
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Ровно через месяц после того как в «Дне» вышел материал о «санитарной норме» в три зарегистрированных во ВРУ антикоррупционных законопроекта, депутаты осилили первый законопроект — №2207 «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (относительно усиления прозрачности закупок предприятий).  «Теперь «пилить» бюджет станет тяжелее, а контролировать закупки — легче», — прокомментировали в Центре противодействия коррупции.  Там с уверенностью заявляют вчерашним голосованием депутаты сохранили для Украины 250  миллиардов гривен. Мол, благодаря прозрачным государственным закупкам эта сумма будет использована действительно с пользой для граждан, а не «казнокрадов», сидящих на тендерных потоках. Суть законодательных изменений, предусмотренных законопроектом №2207, проста — госпредприятия могут и дальше не проводить тендеры, но должны публиковать данные о том что они купили, у кого и по какой цене.

Народный депутат Михаил Хмиль в своем аканте в социальной сети «Фейсбук» уже назвал сегодняшнее голосование «моментом истины». Отрицать такое определение трудно. Но и корректные выводы из этого момента делать  рано. Ведь на вчерашнем заседании депутаты отказались принять другой закон из так называемого «Реанимационного пакета», который требует общественность. Речь идет о Законопроекте №3378, который открывает доступ к реестрам недвижимого имущества. Лишь 207 депутатов осмелилось поддержать законодательные изменения, по которым, как утверждают специалисты, живет весь цивилизованный мир, в частности Великобритания.  Другие же 82 из зарегистрированных в зале, похоже, побоялись «рейдеров» и «публичности».

Хотя еще в прошлую осень законопроект №3378 не вызывал таких «опасений» у депутатов, скорее наоборот — его называли шансом защитить свое имущество от посягательств («Законопроект №3378 — тест на европейскость украинского парламента», «День» от 9 октября 2013 года). Да и в конечном итоге авторами  законопроекта являются представители всех парламентских фракций — Виктор Чумак («УДАР»), Оксана Калетник (Коммунистическая партия Украины), Леся Оробець  (Всеукраинское объединение «Батьківщина»), Михайло Головко (Всеукраинское объединение «Свобода»), Юрий Деревьянко (внефракционный) и Сергей Тигипко (Партия регионов). Что же случилось вчера, и вернутся ли депутаты к вопросу открытия реестра недвижимого имущества в Украине — еще надлежит выяснить.

А в канун  этого заседания ВРУ «Дню» удалось пообщаться в том числе на тему противодействия коррупции в государственных закупках с новоназначенным заместителем Министра экономического развития и торговли Павлом Качуром. Как известно в Министерстве борьбу с коррупцией в госзакупках определили приоритетом №1. и уже даже разработали новый закон об осуществлении государственных закупок. Ознакомиться с ним можно на сайте ведомства.

— Прозрачные государственные закупки — это один из трех приоритетов работы Министерства экономического развития и торговли. Я бы сказал, что это — приоритет «№1». Речь идет о деньгах, которые уже собраны в бюджет. Но которые из-за непрозрачного механизма государственных закупок тратятся неэффективно, потому что оседают в карманах коррумпированных чиновников.

...Не хочу привязываться к цифрам, расчеты общественных активистов в частности есть в открытом доступе, но скажу, что суммы отмывания на тендерах средств из госбюджета действительно поражающие.

С ТАКИМ ПЛАКАТОМ ВЧЕРА ОБЩЕСТВЕННЫЕ АКТИВИСТЫ ПРИШЛИ ПОД ВЕРХОВНУЮ РАДУ «ПОДДЕРЖАТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ В  ИХ БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ»

— Выступая перед аудиторией форума «Виклики часу» в Мим-Киев министр экономического развития и торговли Павел Шеремета несколько раз отметил, что считает целесообразным ликвидировать Государственную инспекцию Украины по контролю за ценами, которая подчиняется Минэкономразвитию. У меня вопрос — а что тогда вы собираетесь делать с естественными монополиями: как будете регулировать цены на электроснабжение, водоснабжение и тому подобное?

— Монополии, не только естественные, — это большая проблема в Украине. Рынки, региональные в частности, контролируются одной-двумя компаниями. Речь идет и о продовольственных рынках, и об энергетическом рынке. Регуляция деятельности таких компаний в Украине очень слабая. Возможно, она даже одна из самых слабых в мире. Ни для кого уже не секрет, что частные собственники компаний, которые удерживали монопольное положение на рынке, в значительной степени контролировали действия регулятора. Поэтому, прежде всего, нам нужно усиливать институционную возможностью государства в регуляции монополизированных рынков. Чтобы регулятор был действительно независим и выполнял надлежащие функции. Речь идет и об Антимонопольном комитете, и о Государственной инспекции Украины по контролю за ценами, и тому подобное.

Большие монополии нужно вернуть в сферу регуляции. Или же принять решение об их распределении, чтобы рынок был конкурентным, а следовательно саморегулированным.

Действительно, мы очень осторожно относимся к заявлениям о том, что мы что-то там ликвидируем, или инициируем что-либо. Каждый шаг нуждается в четких расчетах и коммуникации с людьми.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать