Можно ли еще спасти «мечту Президента»?
Экс-министр экономики, эксперты и представитель европейского бизнеса в Украине — о причинах и последствиях «европаузы»...
Если верить «математике» премьер-министра Украины Николая Азарова, Президент не подпишет Соглашение об ассоциации c ЕС. Но, откровенно говоря, вчерашнее выступление главы правительства дало больше вопросов, чем ответов.
Первым возмутился относительно риторики пана Азарова еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле. «В последние дни и часы я слышал разные суммы, например, о том, что Украина требует около $ 20 млрд, чтобы адаптироваться к евростандартам. Это — нонсенс, я не признаю таких цифр и не понимаю, откуда они взялись!» — прокомментировал он. Более того, по словам европейского политика, из Киева не поступали официальные просьбы о компенсации в случае подписания Соглашения об ассоциации. Он исключил возможность того, чтобы такие переговоры по «компенсационному пакету» проходили без его участия. «Это входит в сферу моей ответственности», — заверил Фюле.
То, о каких унизительных торгах кричит на майданах оппозиция? Откуда информация?
Еще больше вопросов своим поведением задал сам Президент. Началось все с выступления в Вене: в день, когда правительство принимает постановление, которое фактически «замораживает» евроинтеграционное движение Украины, глава государства с трибуны убеждал европейцев в безальтернативности выбора Украиной ЕС. Потом было три дня — полной тишины. «Выходные» — шутили на евромайданах. Эксперты же пытались разглядеть в этом определенный «сигнал». Мол, решение правительства — тест на политическую реакцию украинцев и проверка на прочность «кошельков» европейских политиков. В Брюсселе происходят торги, писали СМИ, ссылаясь на тайный источник в кабинетах Администрации Президента. А все, что сейчас происходит — это некая игра «ва-банк»: парламент провалил голосование, но этого было мало, чтобы люди вышли на улицы, а главное продемонстрировать Европе, а заодно России те проценты благосклонности интеграции в ЕС, которыми до этого жонглировали разные социологические исследования. Так появилось постановление правительства. А сам Евромайдан — это «джокер» Януковича, которым он и перед Европой «козырнет», и от РФ отыграется. А само скандальное решение правительства о «паузе» — это те же двери, через которые Янукович может провести Украину в ассоциированные члены ЕС. Якобы сценарий будет выглядеть так: если Украине удастся выиграть в переговорах с ЕС, во вторник-среду созовут парламент на внеочередное заседание — примут все нужные «еврозаконы», правительство отправят в отставку за превышение полномочий, а уже в пятницу Президент в Вильнюсе подпишет Соглашение... А если нет? Даже эксперты бывают суеверные и предпочитают «не накликать беду», не бежать впереди паровоза.
Как знать, сколько правды в этих словах. Но что-то в том есть, если не «вяжут» активистов евромайданов (непонятные столкновения на Европейской площади не считаются, потому что от них как-то немного странно «пахнет»), и то, что Янукович пообещал «сказать все» за два дня до Саммита в Вильнюсе... Почему же не на пресс-конференции 29 ноября? Молчал же Президент эти дни, то может и еще два подержать «интригу»...
Или, может, у Януковича есть-таки план «Б», и он знает что-то, что может спасти «мечту Президента»? Иначе его обращение: «...как Президент хотел бы заверить граждан Украины: я буду строить и крепить эти неоспоримые фундаменты нашей жизни. У нас никто не украдет мечту об Украине равных возможностей, о европейской Украине. Так же как никто не столкнет нас с праведного пути, который ведет к этой мечте», — пустые слова.
«КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС — ЭТО ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ В ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С ЕС»
Василий РОГОВОЙ, экс-министр экономики Украины:
— Прежде всего, причиной «европаузы», на мой взгляд, действительно является сложная экономическая ситуация в стране. Но она сложилась не в один день и ее последствия ощущались на протяжении не одного года. И сводить все к тому, что стало известно об этом лишь на прошлой неделе, — как минимум непрофессионально.
Странно, что только за полторы недели до саммита были озвучены объективные оценки. Хотя следует отметить, что детального анализа по Украине мы так и не услышали. Были сказаны определенные вещи, которые абсолютно не вносят ясности в то, где находится Украина, ее экономика, каковы настоящие причины тех проблем, которые мы наблюдаем. Я считаю, что это также и отсутствие политической смелости, а, возможно, и профессионализма. Потому что, когда стали возникать проблемы в экономике, о них никто откровенно не говорил. А говорили наоборот. Мол, у нас все идет к лучшему. Хотя динамика ВВП — ключевого показателя — уже больше года — негативная.
Почему до сих пор об этом не говорилось? Разве в Кабмине никому не были известны данные? Всем это было известно, но никаких выводов сделано не было. Почему? Вот это для меня, откровенно говоря, сегодня самая большая загадка. Я не думаю, что еще год назад планировалось таким образом сорвать подписание.
Но сводить все причины паузы в подготовке к ассоциации к торговым дискриминациям со стороны России совершенно неправильно. Это — искаженный взгляд на ситуацию в экономике Украины.
То же самое касается письма МВФ. Позиция Фонда была известна, по меньшей мере, год назад. Ничего такого, чтобы резко изменилось в их позициях, не было. И я не понимаю, для чего говорить, что последнее письмо МВФ стало открытием для Украины. Все эти позиции были уже давно озвучены МВФ для Украины. Ключевой вопрос МВФ — сбалансированная макроситуация: начиная от бюджета и заканчивая другими макроэкономическими пропорциями. Только потом из этого вытекают тарифы на газ и тому подобное. А что мы об этом слышим от власти? Глубинные проблемы, к сожалению, не называются сейчас.
Выход искать всегда трудно, когда попадаешь в очень сложную ситуацию. Я считаю, что ключевой вопрос — это восстановление доверия в партнерских отношениях с ЕС. Для этого нужно показать реальную ситуацию. Показать, что это не чья-то прихоть, а тем более не изменение вектора. Потому что, когда есть реальный анализ ситуации и когда действительно для того, чтобы исправить проблемы или перекосы, необходимо время, тогда можно совсем по-другому строить диалог. Жаль, что это было сделано лишь неделю назад. Об этом нужно было говорить весь прошлый год. Тогда бы и ситуация, и подготовка к Саммиту, я думаю, и его результат, могли бы быть совсем другими.
«ПРЕЗИДЕНТ ПОДПИШЕТ ЭТО СОГЛАШЕНИЕ В ВИЛЬНЮСЕ, ЕСЛИ...»
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:
— Приостановка украинским правительством процесса подписания Соглашения об ассоциации с ЕС — формальная. Я его могу объяснить только продолжением экономико-политических торгов. Политический аспект — освобождение Тимошенко. Экономический — кредиты или финансовая помощь.
Речь не только о прямой помощи, а прежде всего — о продолжении сотрудничества с МВФ и, в частности, — о первых, более-менее серьезных траншах в кратчайшие сроки. Украинской власти срочно необходимо латать две огромные дыры в бюджете. Первая дыра — правительства, а вторая — Национального банка в золотовалютных резервах. Правительству срочно необходимы средства для того, чтобы покрывать дефицит государственного бюджета, даже социальные статьи этого бюджета, а Национальному банку необходимо срочно пополнять золотовалютные резервы, потому что они уже приблизились к минимальному пределу, которым во всем мире считается трехмесячный импорт страны.
Сейчас идут последние торги. И если ЕС вместе с МВФ все-таки примут во внимание состояние украинской власти и дадут определенные финансовые обещания и гарантии, то и в лице Президента подпишет это Соглашение в Вильнюсе. Если уж никаких финансовых гарантий не будет, то очевидно, что этот торг украинская сторона перенесет на будущие саммиты Евросоюза.
«МНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО НАРОДНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ — ЭТО ПОДДЕРЖКА ПОЗИЦИИ ПРЕЗИДЕНТА, БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ПРОДУКТИВНЫМ И КЛЮЧЕВЫМ»
Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:
— Я не могу спрогнозировать, чем закончится саммит Восточного партнерства в Брюсселе. Могу лишь сказать, что как для меня, так и для большинства экспертов, выступление такого большого количества киевлян было весьма неожиданным... Я думаю, это было неожиданностью и для Президента Януковича, и для чиновников Европейского Союза. Это — очень сильный аргумент. И, по сути, Президент может его трактовать как поддержку его позиции о подписании Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Трактовка зависит от него самого. А чем все это закончится — не знаю. Думаю, мнение о том, что народные выступления — это поддержка позиции Президента, было бы очень продуктивным и, очевидно, ключевым.
И в этом ключ к пониманию того, будут ли назначены ответственные за «паузу» в евроинтеграции и будут ли проведены кадровые изменения. Здесь все зависит от масштабов выступлений. Очень важно, как поведут себя студенты, молодежь. Сегодня я узнал, что два крупных киевских вуза объявили о забастовке — Киево-Могилянская академия и университет имени Шевченко. Это уже новый этап в развитии событий. Это — тысячи молодых людей, которые очень активные. И их, очевидно, поддержало руководство вузов. Так что все будет зависеть от разворота ближайших событий. Но забастовка студентов — очень сильный сигнал.
«ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ ОДИНАКОВО ВАЖНЫМИ ФАКТОРАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В СИСТЕМНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»
Анна ДЕРЕВЯНКО, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации:
— Европейская Бизнес Ассоциация, которая с самого начала поддерживала намерения правительства Украины подписать Соглашение об ассоциации с ЕС на саммите в Вильнюсе, была разочарована, когда Кабинет Министров лишь за шаг до этого важного события довольно неожиданно установил паузу в подготовке к подписанию Соглашения об Ассоциации. Обеспокоенный ситуацией бизнес теперь характеризует нынешнее положение страны двумя словами, а именно: неопределенность и нестабильность. Ведь еще совсем недавно бизнес-сообщество, оценивая инвестиционный климат в нашем государстве в рамках Индекса инвестиционной привлекательности Европейской Бизнес Ассоциации в ІІІ квартале этого года, возлагало большие надежды именно на то, что Ассоциация с ЕС станет инструментом, который поможет вывести на новый уровень стандарты ведения бизнеса и инвестиционную инфраструктуру страны. На момент проведения опроса эксперты, ориентируясь на оптимистичные заявления руководителей государства, почти единодушно считали наибольшим достижением власти именно ее решительные шаги навстречу ЕС накануне саммита в Вильнюсе.
Представляя интересы бизнеса, мы хотели бы еще раз обратить внимание на то, что для инвесторов одинаково важными факторами в планировании бизнеса является ощущение предсказуемости и уверенности в системности политических решений государства, а также определенность в отношениях с внешними и внутренними партнерами. К сожалению, на фоне последних событий бизнес постепенно теряет такую уверенность и чувствует себя довольно уязвимым и незащищенным, поскольку пока что не понимает, к чему себя готовить. В то же время, надежда на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС остается, ведь европейская сторона все же держит свои «двери открытыми.
Выпуск газеты №:
№217, (2013)Section
Экономика