«Мы потеряли дальнемагистральные рейсы»
Украинские авиакомпании пытаются отвоевывать у европейских перевозчиков пассажиропоток, которого страна «лишилась» после банкротства «АероСвіту»![](/sites/default/files/main/articles/24072013/6avia.jpg)
С начала года пассажиропотоки через аэропорты Украины выросли на 3,6%. За шесть месяцев украинскими воздушными воротами воспользовались 6,3 миллиона человек. По предварительными данным Государственной авиационной службы Украины, объемы перевозок пассажиров украинскими авиакомпаниями в первом полугодии 2013 года составляют 92,4% от объемов соответствующего периода 2012 года (около 6,9 млн чел.).
Госавиаслужба отметила, что за первые три месяца года общее количество пассажиров, перевезенных украинскими авиакомпаниями, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 20%. Понятно, из-за прекращения деятельности «АероСвіту», удельный вес которого в общем объеме в 2012 году составлял почти 38%. Но уже в II квартале украинским авиакомпаниям удалось достичь прошлогоднего уровня перевозок. Этому способствовало постепенное возобновление перевозок по маршрутам, которые временно не обслуживались украинской стороной, открытие новых, увеличение частот и др.
В значительной степени пассажиропоток увеличился за счет того, что на маршруты «АероСвіту» вышли другие авиакомпании. Скажем, возобновила работу «Дніпроавіа», которая, присоединившись в 2010 году к холдингу «Украинская авиационная группа», перестала самостоятельно выполнять международные рейсы, передав их «АероСвіту» вместе с тремя среднемагистральными Boeing-737. А в марте прошлого года отдала ему еще и рейсы из Киева в Днепропетровск и Ивано-Франковск. С середины же февраля компания опять выполняет регулярные рейсы внутри Украины, а с 22 апреля — из Днепропетровска в Москву.
Разрешение на эксплуатацию ряда воздушных линий, на которых раньше оперировал «АероСвіт», Госавиаслужба выдала нескольким авиакомпаниям. Либерализация состоялась на некоторых особо прибыльных маршрутах, таких, как Киев — Москва, на которых более свободно допустили других игроков. Так, в Москву и Санкт-Петербург получили назначение «Международные авиалинии Украины», «Визз Эйр Украина», Air Onix. Кроме того, «Визз Эйр Украина» получила назначение на рейсы из Киева в Дубай, Бухарест, Вильнюс, Софию и рейсы в Кутаиси из Донецка и Харькова. «ЮТэйр Украина» — из Киева в Барселону, Белград, Таллинн, Софию, Бухарест, Ригу, Стокгольм, Копенгаген и маршруты Донецк—Барселона, Одесса—Калининград, Донецк—Санкт-Петербург, Харьков—Санкт-Петербург. Air Onix — на рейсы из Киева в Калининград, Барселону, Стокгольм, Ригу. Она также будет летать из Симферополя в Ригу, Братиславу и некоторые другие российские города.
А в самом выигрышном положении оказались «Международные авиалинии Украины», которым досталось до 90% назначений бывшего конкурента. В частности, весной компания открыла рейсы в Екатеринбург, Калининград, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ереван, Баку, Стамбул, Батуми, Ларнаку, Прагу, Варшаву и Афины. МАУ также осуществляет из Киева полеты в Ираклион, Родос, Венецию и др.
Вообще же к лету назначения получили девять украинских авиакомпании на выполнение полетов по 60 международным маршрутам, больше всего заявок авиакомпаний касалось маршрутов в Испанию, Грецию, Италию и Россию.
Правда, здесь следует отметить, что пока авиакомпании выполняют не все слоты. «Визз Эйр Украина», например, рассчитывала начать полеты из Киева в Москву и Санкт-Петербург уже осенью. «Сейчас у нас три воздушных судна, которые базируются в аэропорту «Жуляны». И мы планировали начать эксплуатацию новых маршрутов с помощью четвертого Airbus-320 в октябре. Но поскольку мы не получили все необходимые назначения, то не сможем загрузить его. Поэтому мы ожидаем решения авиационных властей еще по ряду заявок, а после этого уже можно будет говорить об открытии новых направлений и дополнительном объеме. Тем более что когда авиакомпания запускает новый рейс, ей необходимо как минимум четыре, а лучше шесть месяцев для открытия продажи и заполнения салона», — рассказал в интервью «Центра транспортных стратегий» гендиректор лоукоста Акош Буш.
Собственно, даже те назначения, которые авиакомпании получили раньше, они используют лишь частично: из-за ограничения количества рейсов или перевозчиков берут их с целью уберечь маршрут от конкурентов и воспользоваться в будущем. Но постепенно осуществляется все больше рейсов, появляются новые игроки. Так, в начале июня стала осуществлять пассажирские авиаперелеты авиакомпания «Авиалинии Харькова» (группа DCH Александра Ярославского). Из Харькова, Киева и Донецка она осваивает такие направления, как греческий Ираклион, турецкая Анталия, египетские Шарм-эль-Шейх и Хургада.
Кроме того, эксперты прогнозируют усиление конкуренции с иностранными компаниями. В частности, аналитик издания «Транспортный бизнес» Вячеслав Коновалов отмечал, что благодаря банкротству «АероСвіту» некоторые зарубежные авиакомпании увеличили объемы перевозок на 30—50%. «Это связано с тем, что мы потеряли дальнемагистральные рейсы, а людям все равно нужно летать в Америку, Азию. И поток пошел на стыковочные рейсы: через Европу, Москву или через Стамбул. И сейчас украинские авиакомпании пытаются каким-то образом выйти из данной ситуации, отвоевывать этот пассажиропоток. Но, к сожалению, если раньше у нас рост рынка составлял 20—30%, то сейчас мы едва выходим на прошлогодний уровень», — сказал он в эфире радиостанции «Голос Столицы».
В качестве примера можно привести российскую «Трансаэро», которая увеличила поток транзитных пассажиров из Украины. К традиционным направлениям в Россию, Казахстан, США, Канаду и Западную Европу, прибавились еще и те, что летят в Юго-Восточную Азию и Доминикану. Раньше необходимости делать пересадку в Москве у них не было.
Для выхода на дальние маршруты «Авиалинии Харькова» уже взяли Boeing 767-300ER. Для начала чартерных перелетов в столицу Таиланда и Индии рассматривает возможность пополнения своего флота дальнемагистральными лайнерами «ЮТэйр Украина». Windrose готовится взять два A330 для организации полетов во Вьетнам, Индию, Японию и другие страны дальнего зарубежья.
Выпуск газеты №:
№128, (2013)Section
Экономика