Перейти к основному содержанию

На чем «въехать» в Европу?

Эксперт: «Украине нужны не только новые законы, но и программа развития транспорта»
21 ноября, 09:50

Может ли Украина успешно ассоциироваться с Европой, руководствуясь старыми правилами для автотранспорта? Дискуссия, проведенная на днях общественным советом при Госпредпринимательстве, дала на этот вопрос отрицательный ответ и засвидетельствовала о большом интересе, проявляемом общественными организациями транспортников к законопроектам об автомобильном транспорте и о перевозках на такси. Интересно, что эти проекты роднит общая особенность: государство декларирует в них о том, что регулированием соответствующей деятельности отныне смогут заняться объединяющие транспортников саморегулирующие организации.

Один из идеологов этих законопроектов директор департамента автомобильного транспорта Мининфраструктуры Дмитрий Петухов уверен, что принятие закона о перевозках на такси (он сейчас проходит внутреннее согласование в министерстве) приведет к выводу рынка из тени. Он сообщил, что сегодня на этом  рынке лишь 23%  водителей  (51 тысяча автомобилей) имеют лицензионные карточки. «169 тысяч водителей (77%), как мы считаем, — говорит Петухов, — это нелегалы». Что предусматривает законопроект? По словам директора департамента, в числе новаций  разрешение на такси, предоставляющее право на перевозку пассажиров в границах административно-территориальной единицы. Его стоимость — одна минимальная зарплата, т.е. 1147 гривен. Через год после вступления закона в силу разрешение подорожает в 10 раз и составит 10 минимальных зарплат, а через два года — 50 «минималок» и т.д. в соответствии со специальной таблицей. (Сможет ли новичок вообще прорваться на этот рынок?)

В законопроекте, как считает Петухов, четко прописаны права и обязанности водителя такси и пассажиров, их ответственность за нарушение правил перевозок. Вводятся требования к автомобилям. Это наличие исправного таксометра и, на заднем правом пассажирском стекле, тарифов. Петухов рассказывает и о штрафах для водителей. За работу без таксометра — 1700 гривен, предоставление услуг на машине, имеющей признаки такси, но не внесенной в единый реестр (нелегал) — 8,5 тысячи гривен (с обязательным оплатным изъятием транспортного средства), несоответствие показателей таксометра тарифной сетке на борту — 1700 гривен.

«В законе прописано, — с гордостью говорит глава департамента, — обязательное размещение стоянок такси». На информационно-диспетчерскую деятельность потребуется разрешение. Впечатляют и наказания для соответствующих проштрафившихся служб. За передачу заказа нелегальному такси — 17 тысяч, за работу без разрешений — 17 тысяч.

Но заместитель председателя Госпредпринимательства Олег Шейко, призывая транспортников соблюдать как европейские, так и «обычные» стандарты безопасности,  настаивает на том, что в новом законодательстве должны ужиться «реальное регулирование этого рынка» и его «максимальное наполнение субъектами хозяйствования». Предлагая решить проблему взаимоотношений предпринимателей, работающих на этом рынке, и контролирующих органов, чиновник все же сомневается, насколько участники рынка готовы к саморегулированию и как они смогут влиять на нарушителей.

«Если мы сегодня не готовы, а я думаю, что в полном объеме (не готовы. — Авт.) — это однозначно, то нужен нормальный план  как прийти к системе, когда мы сможем сами регулировать этот рынок». Однако глава  общественного комитета транспортной безопасности Юрий Папировый, по-видимому, с тезисом о неготовности не согласен. По его словам, даже сам доступ на рынок должен быть обусловлен членством в саморегулируемой организации, которая несет ответственность за своих членов и контролирует их деятельность.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины считается саморегулируемой. Ее вице-президент Леонид Докиль информирует, что Украина — это единственная в мире страна, которая уже внедрила у себя абсолютно либерализованный подход к международным перевозкам. «Ты сегодня приобрел автомобиль, завтра сел на него и спокойно поехал за границу — никто тебе не мешает, — рассказывает он. — Во всем мире такой практики нет». В то же время он настаивает на том, чтобы и в Украине распространить практику Евросоюза, что и предусмотрено проектом закона об автомобильном транспорте. Он также не во всем поддерживает «штрафную» политику авторов законопроекта, и называет «абсурдным» штраф в 80 тысяч гривен за несвоевременную уплату штрафа. Если перевозчик сам сидит за рулем, то для него это совершенно неподъемная цифра, говорит вице-президент саморегулируемой организации.

Кто-то из участников дискуссии передал журналистам записку, в которой просил отразить в своих материалах не только одобрительные, но и критические высказывания. И они не заставили себя ждать. Вице-президент Ассоциации предприятий инфраструктуры транспорта Алексей Давыдов считает: сегодняшний рынок отрегулировал соотношение качества и стоимости перевозок таким образом, что тарифы на перевозки неоправданно снизились. Из-за этого перевозчики не имеют возможности обновлять подвижной состав. Он отмечает, что к рассматриваемым законопроектам не приложен анализ, показывающий, как новые законы в этих условиях скажутся на безопасности пассажиров.

«При низких тарифах не может быть нормальной безопасности, — продолжил  тему вице-президент Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Владимир Вакуленко. — В транспорт нужно вкладывать деньги». Эксперт считает, что в связи с нерентабельностью в стране потерян рынок внутренних перевозок и предлагает создать программу развития автотранспорта. Его страшит предусмотренное в законе требование о внедрение в автобусах ремней безопасности. Можно ли будет его выполнить, если значительная часть автобусного парка еще советского производства? Да и где взять на это средства перевозчику-водителю? Повышать стоимость проезда? Как отреагируют на это пассажиры, не всегда воспринимающие требования безопасности? Не станут меньше ездить... Из-за подобных не до конца продуманных мер и появляются на транспорте нелегалы, отмечает Вакуленко.

Председатель Профессионального союза таксистов Василий Попик поддерживает новый закон о такси, но далеко не во всем. Отмечая необходимость борьбы с нелегалами, которых в стране, по его мнению, 95%, он удивляется, зачем заменять лицензии  разрешениями, и говорит, что члены его организации согласятся с этим только в том случае, если разрешение будут выдаваться по заявочному принципу и станут собственностью таксиста с правом продажи, аренды, наследования. Он также против того, чтобы тарифы для такси устанавливали местные органы власти («чем дальше от Киева, тем больше коррупции, она просто зашкаливает»).  А кто-то с места ему противоречит: «Все как раз наоборот». Но Попик настаивает: сегодня у автобусников чехарда с тарифами, которые устанавливают местные чиновники. Правда, для них он тоже находит приложение сил: «Нигде нет стоянок для такси. Пусть построят — и устанавливают тарифы, регулируют их по схеме, рекомендованной Минифраструктуры».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать