На свои рельсы, или Почему наш рынок привлекает иностранных производителей городского транспорта
Госпрограмма активизации развития экономики на 2013—2014 годы обязала муниципалитеты покупать городской транспорт отечественного производства (от «Богдана», «Львовского автобусного завода», «Южного машиностроительного завода», «Татра-Юг», «Бориспольского автозавода» и др.). Что ж, логика правительства понятна: покупай свое — поддерживай экономику. Но надо сказать, что в последнее время украинский рынок городского транспорта все больше привлекает иностранных производителей, которые кроме продаж своей продукции также заинтересованы в создании совместных предприятий. Дополнительным стимулом для них послужило и обязательство обновлять электротранспорт за счет техники со степенью локализации производства в Украине не менее 80%.
Примером такой кооперации является выпуск узкоколейного трамвая предприятия «Электронтранс», где в соучредителях — немецкая компания TransTec Vetschau GmbH (производит железнодорожные и трамвайные трансмиссии) и львовский «Концерн-Электрон». Во всяком случае, то, что 80% его конструкций— украинского производства, в конце июня утверждал вице-премьер-министр Александр Вилкул. «Это самая передовая техника, которая по комфорту, безопасности, энергосбережению, уровню шума отвечает всем современным европейским требованиям, предъявляемым к городскому электротранспорту», — расхваливал тогда чиновник новый трамвай во время презентации. Прошлым летом «Электронтранс» победил в тендере на производство трамвая для КП «Львовэлектротранс», предложив самую низкую цену — 11,9 миллионов гривен. Потребность в 150 таких машинах есть также у других украинских городов с шириной трамвайного пути в 1 метр: Житомира, Винницы, Евпатории.
Недавно о намерении производить в Украине трамваи и компоненты для них заявила одна из трех крупнейших мировых производителей железнодорожного транспорта французская Alstom. Сборку 25- и 32-метровых машин планируют запустить на мощностях холдинга ЛАЗ уже в следующем году, производиться должно 20 штук в год. Как сообщили в компании, Alstom будет поставлять оборудование, которое не производится в Украине — тяговые системы, тележки. Согласно информации производителя, изначально степень локализации будет на уровне 20%, а за 5—6 лет планируют ее довести до 70%.
В пресс-службе ЛАЗ «Дню» уточнили, что пока большей мерой партнеры рассчитывают на рынок соседних стран. «Но правительство одобрило то, что в Украину принесет новые технологии такая известная компания, и мы надеемся, что в дальнейшем оно будет способствовать тому, чтобы у местных властей было больше возможностей покупать современную технику», — сказала пресс-секретарь компании Оксана Горак.
Некоторые муниципалитеты ради снижения цены на новый подвижной состав заинтересованы в организации производства тех же трамваев на базе действующих депо и вагоноремонтных заводов. Хотя большую часть комплектующих они покупают. Так, Дарницкое трамвайно-ремонтно-эксплуатационное депо несколько лет модернизировало травмваи Tatra T3SU, устанавливая на них новую транзисторную систему и частично меняя дизайн. Также в Киеве из двух вагонов Tatra и T3SU со вставкой новой средней низкопольной секции было собрано более десятка трамваев KT3UA. С декабря 2011 года «Киевпастранс» изготовил 6 «Каштанов» длиной 15 м и вместимостью 148 пассажиров. Недавно же собрали трехсекционный «Каштан-2» на 300 пассажиров (31м). По словам производителей, цена такого поезда на 1,5 миллионов гривен ниже, чем у нового высокопольного днепропетровского К1М8 «Татра-Юг», который стоит 11 миллионов гривен. Также в пользу киевского трамвая — около 45% низкого пола, позволяющего заботиться о людях с ограниченными физическими возможностями, усовершенствованная тормозная система и т.д.
Правда, до реализации подобных проектов дело доходит не всегда. Есть еще барьеры. В прошлом году о возможной организации производства троллейбусов на базе севастопольского КП «Севэлектроавтотранс» сообщала российская компания «TROLZA». Ее машины уже представлены здесь — семь троллейбусов в 2011—2012 годах городу подарило правительство Москвы. Но сообщений об организации сборки до сих пор так и не последовало.
Ожидалось также, что с 2008 года на мощностях «Крымтроллейбуса» в Симферополе будут собирать троллейбусы из комплектов машин «Белкоммунмаша» и двигателей чешской компании Skoda. Но проект так и не реализовали. Также еще в 2008 году был заморожен «до выхода экономики из кризиса» другой проект Skoda, в котором она должна была продавать свою продукцию совместно с корпорацией «Богдан». Допускалось производство в Украине совместных трамваев, локомотивов и метровагонов.
Выпуск газеты №:
№139, (2013)Section
Экономика