Надоевшее «физическое лицо»
Михаил ЧЕЧЕТОВ: «Коммерческие структуры используют судей»
— Михаил Васильевич, проблема судов в работе ФГИ существует уже давно, что стало толчком для инициирования повторного рассмотрения законопроекта, ограничивающего возможности физлиц блокировать приватизацию?
— Мы ощутили нарастание вмешательства судов общей юрисдикции. Они начали очень активно мешать нормальному протеканию конкурсов. Отдельные коммерческие структуры, используя несовершенство нашего судебного законодательства выталкивают на приватизационное поле судью в качестве дополнительного игрока, защищающего ту или иную команду. Он вносит хаос, сумятицу, игра прекращается — со всеми вытекающими последствиями. Я могу привести пример по «Павлоградуглю». Конкурс был объявлен в прошлом году. Стартовая цена — 1 миллиард 276 миллионов. Это уникальный приватизационный «эверест». Примерно 5— 6 структур интересовались этим объектом, а одна даже внесла залог в размере 10%, а это практически 128 миллионов. Но вмешался 12 й полевой игрок. 12 декабря появилосьочень жесткое решение судьи Печерского районного суда Горяинова по иску физического лица: запретить Фонду госимущества любые действия, связанные с проведением конкурса, и тут же, вторым пунктом, «решение подлежит немедленному исполнению». Мы сразу подали апелляцию и выиграли дело. Но тут же появилось новое решение этого же Печерского суда Киева: тот же судья Горяинов, опять по иску физлица, выносит аналогичное решение в части запрета проводить конкурс. Мы снова подали апелляцию. На кону стоят огромные деньги, которые должны пойти на финансирования бюджетной сферы, армии, здравоохранения, образования. Но процесс стопорится, что, конечно, сказывается на цене. Мы предвидели эти сложности, и уже пытались внести в Верховную Раду законопроект, согласно которому иски физических лиц должны рассматриваться только хозяйственными судами. Но, к сожалению, парламент нас не поддержал. Сейчас мы повторно предлагаем депутатам вернуться к этому законопроекту. Я также обратился и к Совету юстиции, чтобы они поддержали наше предложение вывести из игры судей общей юрисдикции. Приведу еще один пример. Рассматривается закон по «Дзержинке» (завод им. Дзержинского — Авт. ). Предприятие находится в Днепропетровской области, конкурс проводится в Киеве. По логике, куда надо подавать в суд — в Днепропетровск или в Киев? Никогда не догадаетесь, подается иск от какой-то гражданки, которой уже 85 или 87 лет в районный суд в Херсонской области. По закону апелляцию можно подавать в течении 15 дней, но решение из Херсонской области к нам приходит только через месяц. Это делается для того, чтобы мы не могли подать апелляцию. А когда начали через прокуратуру искать, уже и судью не могут найти. Такой правовой беспредел должен быть пресечен. Сегодня это главное препятствие для украинской приватизации.
— Если говорить конкретнее о конкурсе по «Павлоградуглю», кто, на ваш взгляд, стоит за судебными исками?
— Отдельные коммерческие структуры используют судей, но кто конкретно, я не могу сказать. Соперничество предполагалось очень острое, деньги просто фантастические. Кто из них «вытолкнул» судью, я не знаю, но то, что это одна из заинтересованных структур, которая претендовала на «Павлоградуголь», это однозначно. В этом году планируется приватизация уникальных объектов, и если ситуация не изменится, это станет вопросом национальной безопасности.
— Вы могли бы сообщить, приватизация каких наиболее крупных объектов может состояться в этом году?
— К числу крупнейших компаний, приватизация которых может состояться, можно отнести «Криворожсталь, «Укртатнафту», «Укррудпром», и завершение конкурсов по «Павлоградуглю» и «Дзержинке». Но это не значит, что все эти компании будут проданы. У нас хороший запас прочности, и мы будем смотреть на конъюнктуру.
— Именно неудовлетворительной конъюнктурой ранее объяснялась задержка приватизации «Укртелекома». Теперь ситуация изменилась?
— На сегодняшний день процедура приватизации «Укртелекома» выписана законом, проведение конкурса будет регламентироваться Кабмином, вернее специальной комиссией. От Фонда в комиссию вошел только один человек. Но я могу сказать, что сегодня есть общее политическое понимание нецелесообразности задержки этого процесса. Я не исключаю, что «Укртелеком» будет выставлен на продажу в этом году.
Выпуск газеты №:
№8, (2004)Section
Экономика