НАК «Нафтогаз»: эволюция
Или Что означает статус страны-кандидата Инициативы прозрачности добывающих отраслей, который Украина получила в Абиджане
Украина предприняла еще один шаг к прозрачности в финансовых отношениях между добывающими отраслями и правительством. 17 октября во время 25-го заседания Правления ЕIТI, которое проходило в Абиджане (Кот-д’Ивуар) было принято решение о предоставлении Украине статуса страны-кандидата Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ЕIТI). Внедрение этого стандарта обеспечит прозрачность платежей, которые получает правительство от добывающего сектора страны.
Согласно процедуре имплементации ЕIТI, Украина должна пройти два этапа. После прохождения первого — государство получит статус страны-кандидата, после второго — страны, которая отвечает стандарту Инициативы.
В правительстве уже давно работали над этим вопросом. Еще в сентябре 2009 года Украина обязалась имплементировать ЕIТI, одобрив правительственное постановление «О присоединении Украины к Инициативе обеспечения прозрачности в добывающих отраслях». 10 октября 2012 года в соответствии с приказом Минэнерго №785 была создана Многосторонняя группа заинтересованных лиц по вопросу имплементации ЕIТI в Украине. В состав этой группы на паритетных принципах вошли представители органов власти, общественных организаций и добывающих компаний. В июле этого года Министерство энергетики и угольной промышленности Украины подало Председателю Правления ЕIТI заявку на получение статуса страны-кандидата. Половина пути, казалось бы, пройдена. Однако не совсем.
Правление ЕIТI отметило, что для достижения соответствия инициативе нужно охватить все существенные платежи от нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности. Таким образом, Украина должна начать обнародовать данные об обращении средств в добывающем секторе и на протяжении 2,5 лет выполнить все требования Стандарта ЕIТI. Свой первый отчет об имплементации Украина должна опубликовать до 17 октября 2015 года. В случае несоблюдения этого решения, статус страны-кандидата приостановят.
В сентябре этого года, во время интервью с одним из украинских СМИ, председатель секретариата ЕIТI Йонас Моберг выразил положительное отношение к введению ЕIТI в Украине. «ЕС будет рассматривать немало критериев в этом процессе, и прогресс Украины по введению ЕIТI будет учтен», — сказал он. Очевидно, что основной критерий европейских комиссий — отсутствие коррупции в Украине, в частности — в добывающей отрасли. А введение стандарта, по своей сути, призвано помочь в борьбе с коррупцией в сфере добычи нефти и газа».
А бороться есть с чем. Стоит лишь вспомнить знаменитые «вышки Бойко» — сразу становится понятно, что прозрачности в отношениях между государством и добывающими отраслями действительно не хватает. Приобретенная за 400 миллионов долларов морская буровая платформа, по последним данным, обнародованным изданием Business New Europe, в действительности стоит почти вдвое дешевле — 220 миллионов долларов. И покупалась она, доказывает журналист Business New Europe, не у латвийской, а у норвежской компании.
Подозрения общественности и журналистов вызывает принятый в сентябре этого года за основу законопроект № 2476а. Он наделяет Кабмин правом самовольно устанавливать условия предоставления государственных гарантий для НАК «Нафтогаз України». Вместе с тем компанию освобождают от обязательства вносить плату за предоставление государственных гарантий и предоставлять имущественное или другое обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям, что ныне прямо требуется действующим законодательством. По мнению экспертов, это создает огромный риск коррупционных сделок при участии правительства, управленцев «Нафтогаза» и частных банков. Все эти случаи показывают Украину не с лучшей стороны перед мировым, в том числе и европейским сообществом.
«День» узнавал, какие выгоды принесет введение нового стандарта, кому и насколько реальным является введение Стандарта ЕIТI в Украине. К сожалению, во время подготовки материала, нам так и не удалось получить комментарий от компаний, которые работают в добывающей отрасли. В основном ответы пресс-служб звучали так: «На данное время вопрос нуждается в дополнительном изучении, поэтому, к сожалению, мы не сможем дать комментарии относительно интересующего вас вопроса».
КОММЕНТАРИЙ
Елена ПАВЛЕНКО, координатор Ассоциации «ЭнергоТранспарентность»:
— Для Украины введение Стандарта означает усиление прозрачности ее энергетического сектора. Для рядовых граждан это даст возможность наглядно увидеть, сколько средств украинское правительство получает от добывающих компаний (с налогов, сборов, тарифов) в государственный бюджет. Если этот Стандарт будет принят, можно будет увидеть, насколько эффективно эти средства правительство использует. То есть мы — рядовые украинцы, сможем намного лучше контролировать те средства, которые украинское правительство получает от добычи разных полезных ископаемых.
Мы сможем говорить о снижении уровня коррупции в добывающей отрасли, потому что будет намного труднее скрыть «непрозрачные» договоренности, нежелательные платежи от компаний правительству. Можно будет увидеть и быстрее отследить те компании, которые ведут нечестную деятельность. То есть число игроков, которые ведут нечестную игру по добыче, значительно сократится.
Введение Стандарта существенно повлияет и на инвестиционный климат для иностранных компаний, которые работают в сфере добычи. Его введение будет одним из сигналов, что в эту страну можно вкладывать деньги и в этой стране можно наладить эффективные отношения с правительством.
ЕIТI приносит еще один большой позитив. Он требует, чтобы все изменения в украинском законодательстве об отчетности публикаций этих платежей разрабатывались не только правительством, а еще двумя сторонами — компаниями и общественностью. В данное время при Министерстве энергетики рабочая группа занимается этими тремя сторонами и сопровождает весь процесс. Это очень хороший инструмент, который может быть заимствован и в других сферах, от здравоохранения и до вопросов безопасности. Этот процесс будет продвигаться эффективно уже потому, что механизм, который вводит эту инициативу, уже сам по себе является очень эффективным. Особенно — трехсторонняя группа. Общественность не позволит сделать эту процедуру коррумпированной, компании не позволят правительству повышать цены. Каждый будет сдерживать друг друга и есть определенные вопросы, которые они втроем должны решить. Я надеюсь, что этот механизм и в дальнейшем покажет такую эффективность, которую он уже показал в течение последнего года, когда готовилась аппликационная форма и разрабатывались необходимые для получения статуса документы.
Это, в первую очередь, будет касаться Shell и Chevron. В этом случае общественность будет видеть, сколько средств получает правительство от их деятельности. Соответственно, людям будет легко понять, куда идут эти 10% дохода, если мы говорим о Западной Украине. С другой стороны, в пределах этой инициативы можно будет следить за тем, как местная власть распоряжается этими средствами, что для людей, которые там живут, очень хорошо.
Если говорить о восточной стороне — «Газпроме», то здесь ситуация несколько сложнее. Для того чтобы Инициатива работала в части транзита, нужно, чтобы определенную прозрачность заявила и компания «Газпром». Могу лишь сказать, что нужно определенное время, чтобы посмотреть, какой будет реакция российской стороны на эту инициативу. Хотя по моей информации, там есть много политических и не только сил, которые проталкивают Инициативу прозрачности в России.
Выпуск газеты №:
№193, (2013)Section
Экономика