Наказать агрессора
Андрей НОВАК: Украина могла бы настаивать на исключении России из международных организаций, в том числе — из ВТОВ начале этой недели Верховная Рада Украины приняла заявление о признании России страной-агрессором. Народные депутаты призвали парламенты других государств, международные организации также признать Россию страной-агрессором, усилить давление на нее, а «ДНР» и «ЛНР» признать террористическими организациями. Насколько это своевременный и действенный шаг? Как воспримут его в мире? И что будет дальше? Отвечая на эти вопросы, председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак рассуждает о том, как отразится это «антизвание» России на торговых отношениях с Украиной. Иронизируя, он указывает, что соответствующее решение парламента Украины вызревало, «как и в природе, девять месяцев. И в результате украинский политикум все же родил абсолютно логическое решение».
«Лучше поздно, чем никогда, — отмечает эксперт, но с сожалением добавляет, — дело в том, что это решение не имеет никаких последствий, ни политических, ни дипломатических, ни экономических. За этим признанием не идут дальнейшие шаги, а следовательно — оно ничего не несет. В какой форме это признание будет реализовываться, сейчас, на данном этапе, непонятно. Но экономическое влияние и последствия, конечно, будут. Если Россия воспримет это серьезно, то будут новые торговые войны против украинских производителей на рынке агрессора, а также, возможно, продолжится в какой-то новой фазе энергетический шантаж Украины со стороны России по газу и по нефтепродуктам». «А наказать агрессора можно только по решению суда, — уверен эксперт, — и это когда-нибудь будет сделано».
Старший консультант USAID, первый посол Украины в РФ Владимир Крыжанивский произносит ключевое, по его мнению, слово «наконец» и отмечает, что это необходимо было сделать сразу же, «как только вежливые зеленые человечки появились в Крыму». В то же время он подчеркивает, что рассчитывать на то, что этот документ будет широко поддержан в мире не стоит, потому что документ с таким названием должен приниматься Генеральной Ассамблеей ООН. И заявление украинского парламента, по его словам, не может заставить Совет безопасности ООН принимать какие-то решения. «Для него это не является императивом», — констатирует дипломат. И цитирует латинский афоризм «Нет преступления без закона» и объясняет: если нет закона, то не может быть и наказания. И критикует заявление ВР за то, что в нем ни слова нет о тех рисках, за которые следует наказывать агрессора. Заявление ВР, говорит Крыжанивский, имеет моральное побуждение. И тут же он приводит в пример судьбу такого агрессора, как Слободан Милошевич и напоминает, как и где закончилась его жизнь. Посол надеется, что такой же путь пройдет и Путин...
Он еще раз отмечает, что значение этого заявления украинского парламента в том, что наконец-то мы сказали то, что должны были сказать. «И теперь дело за цивилизованным миром, — считает Крижанивский. — Я говорю именно о цивилизованном мире, потому что Россию ныне причислить к нему, как и раньше, невозможно. Цивилизованная страна не может быть агрессором».
Новак подчеркивает, что сегодняшняя торговля Украины с Россией и наоборот свелась к критическому импорту. «Сокращать торговые отношения дальше фактически некуда», — говорит эксперт, но все же прогнозирует, что следует ожидать изменений на рынке готовых потребительских товаров. Украинцы будут продолжать бойкот определенных российских товаров на потребительском рынке и торговые отношения в относительно активной фазе останутся только на уровне промышленной продукции там, где для промышленных потребителей будет важнее сама продукция, чем ее происхождение».
«Проблема чрезвычайно сложная, — поддерживает Новака Крыжанивский. — Мы все помним, что моторы для всех российских вертолетов делаются в городе Запорожье, на предприятии, возглавляемом народным депутатом Украины господином Богуслаевым». «Я хочу сказать откровенно, — продолжает дипломат, — если полностью остановить производство этих двигателей, то придется останавливать все предприятие. На это не пойдет ни Россия, ни мы, потому что в ближайшее время такой критический импорт заместить невозможно. Но агрессор есть агрессор, и я не думаю, что данное решение ВР приведет к его адекватным действиям. Гибридная война будет продолжаться».
При этом он отмечает, что поведение цивилизованного мира сегодня никоим образом не напоминает реакции на шаги агрессора накануне Второй мировой войны таких мировых лидеров как Деладье и Чемберлен в Мюнхене и после него. Крыжанивский напоминает российскому народу и крымчанам, чем закончился захват немцами Судетов. «Через шесть лет 90 с лишним процентов местных немцев, которые приветствовали приход Гитлера, навсегда оставили эту землю...»
У Новака есть конкретные предложения в отношении того, что могла бы сделать Украина, опираясь на принятое решение о признании России агрессором. По его мнению, Украина могла бы заявить, что не будет платить по долгам России до тех пор, пока та не прекратит агрессию и не освободит Крым. Наша страна могла бы также настаивать на исключении России из международных организаций, в том числе и из ВТО. Вместе с тем, Новак призывает быть осторожными в отношении каких-то санкций против российских банков, действующих в Украине — ведь у них лежат деньги, принадлежащие украинским гражданам... Экономист также считает, что Украина в нынешних условиях имеет возможность пригласить к себе иностранных инвесторов, которые все активнее выводят свои капиталы из России. Он утверждает, что для привлечения инвесторов нужно не только прекратить войну. По его мнению, еще важнее развернуть борьбу с коррупцией, которая вредит приходу инвесторов еще сильнее, чем война.
Крыжанивский в связи с этим напоминает о совете покойного Кахи Бендукидзе украинскому Генпрокурору Яреме в отношении борьбы с коррупцией: нужно посадить не только твоих трех друзей, но и трех друзей президента вашей страны... Он считает, что защитой Украины от российской агрессии могли бы стать рыночные реформы, которых ожидают от нее в мире. Увидев, что они осуществляются, цивилизованные страны могли бы увеличить свою финансовую помощь нашей стране. И это облегчило бы бремя, которое несут сегодня наши граждане, уверен дипломат.
«День» попросил экспертов высказать свое мнение в отношении возможности введения военного положения в Украине. В этом случае масштаб финансовой поддержки Украины резко сократится, отвечает Новак. И добавляет: «Это преждевременно. Это будет барьер не только для кредиторов, но особенно для инвесторов, — говорит он. — От такой страны отворачиваются до окончания войны». «Если бы это Россия объявила нам войну, нам бы моментально помогли, — уверен Крыжанивский. — В том-то и заключается византийская российская политика, которая всегда была ей присуща, а иезуитские черты она приобрела именно сейчас. Так что объявление военного положения ничего не изменит». Но Новак с этим не совсем согласен. «Объявление военного положения фактически будет означать еще и полное отсутствие контроля за финансированием армии и всех структур безопасности Украины. Это будет переход на полный ручной режим использования средств государственного бюджета», — говорит он. «Во время войны не контролируют», — добавляет Крыжанивский.
Выпуск газеты №:
№14, (2015)Section
Экономика