Налоговый кодекс: как жить дальше?
В 2011 году текст документа обновят...После Нового года депутаты могут вернуться к редактированию налоговой «библии» для предпринимателей. По крайней мере на такое развитие событий слуг народа настроил своим заявлением Президент Украины Виктор Янукович. Напомним, что в интервью одному из украинских изданий он заявил, что не исключает вариант пересмотра текста кодекса в начале 2011 года с той целью, чтобы без спешки внести в него необходимые поправки, которые отразят потребности государства и интересы граждан. Как изменит жизнедеятельность бизнеса и рядовых украинцев уже принятый Налоговый кодекс? И что еще целесообразно изменить в нем для его улучшения? Об этом «День» поинтересовался у экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Наталия КОРОЛЕВСКАЯ, председатель парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства:
— Действующая налоговая система практически сохранена в принятом кодексе... К сожалению, налоговая революция, которую так все ждали, не состоялась. Поэтому 2011 год станет годом внесения поправок в принятый документ. В первую очередь, правки нужно внести в раздел об администрировании налогов, потому что права и полномочия налоговиков еще очень завышены... К сожалению, неизменной осталась философия Налогового кодекса — то, что не воспринимается предпринимательской средой. Речь идет о взаимоотношениях плательщиков единого налога с юридическими лицами. Их оставляют работать в резервации, поскольку им запрещено вести операции с компаниями, работающими по другой налоговой системе. Естественно, такая норма не позволит эффективно развиваться малому бизнесу.
Валерий ГЕЕЦ, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины:
— Кодекс нужен стране. И очень хорошо, что его, наконец, приняли. Однако, по моему мнению, он не удовлетворит существующие в обществе надежды. Государство ожидает от его появления увеличения бюджетных поступлений, но бизнес сразу не сможет идеально работать по новым правилам, потому что некоторые налоговые вопросы будут требовать многочисленных юридических разъяснений и деталировки. Кроме того, в мире сегодня доминирует тенденция к снижению темпов экономического роста. Поэтому с бюджетными доходами будут возникать проблемы. Давление на кодекс будет усиливаться и тем, что документ приняли, но нагрузку на бюджет не уменьшили. Как результат, в государстве будут возникать проблемы, побуждающие правительство искать пути наполнения бюджета. Все эти факторы будут негативно отражаться на Налоговом кодексе. Поэтому над текстом кодекса придется работать как минимум три года, ведь экономическая жизнь мира и Украины в этот период будет очень и очень сложной. Возможно, придется даже налоги повышать и делать все возможное, чтобы государство не утратило контроль над финансовыми ресурсами.
Александр РУБАНЕНКО, заслуженный экономист, президент Союза налоговых консультантов Украины:
— Наиболее одиозные нормы, которые в позитивном плане изменят жизнедеятельность украинского бизнеса и страны в целом, будут вызывать и наибольшее сопротивление при внедрении со стороны государственного аппарата. В частности, норма об автоматическом возмещении НДС выписана в кодексе понятно и четко. Но налоговики, которые сегодня зарабатывают на этом возмещении, потеряют от ее появления. То же самое касается и нормы о взыскании пени с государства за несвоевременное возмещение НДС. Такие изменения не очень нравятся налоговикам, потому они всячески будут пытаться оттянуть срок введения их в действие. В целом же кодекс значительно улучшит среду бизнеса и условия работы всего предпринимательства, потому что позитивные изменения произошли в разделе о НДС, налоге на прибыль, администрировании налогов и тому подобное. Хотя остались и определенные минусы, которые можно исправить. В частности, налоговые стимулы для инновационного развития экономики существуют преимущественно для отдельных отраслей: гостиничного бизнеса, авиа- и судостроения. Заложены позитивные изменения для бизнеса в работе по соглашениям управления активами, но хотелось, чтобы инновационные стимулы были более фундаментальными. По моему мнению, самым слабым является раздел о работе в условиях действия соглашения о распределении продукции.
Вячеслав БЫКОВЕЦ, и.о. президента Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины:
— Изменять любые налоговые правила нужно за полгода до начала нового финансового года, а этого не произошло. Поэтому, по мнению бизнеса, переходить на обновленные налоговые правила так быстро — это ошибочный путь. Это стоило сделать не раньше 2012 года. К тому же малый бизнес так и не получил четкий ответ на вопрос «А что будет дальше?». В кодексе оставили старую упрощенную систему налогообложения. Но когда и как ее реорганизуют? Такая неопределенность держит мелкий бизнес в подвешенном состоянии, что позволяет власти с ним заигрывать и дергать за ниточки, чтобы решить вопрос «упрощенки». То есть, четких гарантий на спокойную жизнь у малого и среднего бизнеса на 2011 год нет.
Анна ДЕРЕВЬЯНКО, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации:
— Принятие кодекса — позитивный шаг власти по направлению к бизнесу. Хотя, в первую очередь, будет определенный стрессовый момент, потому что бизнесу нужно быстро приспособиться и начать работать по новым налоговым правилам. По существу, переходного периода для применения новых норм не будет. Многих неудобств, связанных с этим, можно было бы избежать, приняв кодекс в этом году, но введя его с 2011 года.
Василий ЮРЧИШИН, директор экономических программ Центра имени А. Разумкова:
— По моему мнению, одно из главных последствий принятия Налогового кодекса — частичное признание властью рациональности требований предпринимателей. Это очень позитивный сигнал, демонстрирующий предпринимательству, что диалог в направлении «бизнес-власть» — уже не пустые слова. Потому что раньше движение было только односторонним.
Александр ЧОРНОВОЛЕНКО, народный депутат, член парламентского комитета по вопросам бюджета:
— В некоторых разделах принятого кодекса происходит возвращение к старому законодательству, то есть никакого улучшения бизнес-климата не произошло. Принципиально новые разделы тоже ничего хорошего предпринимателям не принесли. Так, например, налогом на недвижимость уже испугали всех мелких инвесторов, которые раньше поймали этот рынок, сохраняя в квадратных метрах свои деньги от инфляции и ненадежных банков. То же самое касается налогообложения депозитов: налогообложение начнется не скоро, однако люди уже будут думать, стоит ли нести деньги в банк.
Сергей ТЕРЕХИН, экс-председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики:
— Ничего не изменилось: без изменений осталась главная идея кодекса — поддержка олигархов и уменьшение самозанятых людей. Этот кодекс сохраняет преференции за большим бизнесом, параллельно лишая реальных механизмов для существования малый и средний бизнес. От него проигрывают мелкие семейные компании и предприниматели, предоставляющие услуги юридическим лицам. После введения в действие норм кодекса юридическим компаниям будет не выгодно работать с упрощенцами, потому что они не смогут относить оплату услуг таких СПД-шников на свои производственные расходы. Что мы будем делать? Во-первых, БЮТ обратится в Конституционный Суд Украины с просьбой отменить Налоговый кодекс из-за несоблюдения процедуры его принятия, как это недавно было в случае с конституционной реформой. И, во-вторых, мы организационно будем поддерживать предпринимателей-упрощенцев, которые все еще так и не получили четкого законодательства своей будущей деятельности. Если нужно, то поможем им написать соответствующий закон и подадим его в парламент.
Владимир ЛАНОВОЙ, экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ:
— Изменения к кодексу ликвидировали карательные механизмы и значительные нарушения прав налогоплательщиков, но система упрощенного налогообложения (на чем так настаивали «отцы» документа) осталась без изменений. Это плохо. Снижение налогов, обещанное правительством, произойдет также позднее. Поэтому вследствие появления Налогового кодекса в ближайшее время украинская бизнес-среда не изменится. В обществе только подняли бурю, отголоски которой настолько сильны, что доверие к этому важному документу резко упало.
Валерий НОВИЦКИЙ, заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
— В целом, кодекс принесет снижение налогового давления на предприятия и будет способствовать выведению из «тени» нечестных игроков. И сегодняшние разговоры о закрытии бизнесов во многом продиктованы именно намерением правительства почистить экономику и заставить всех работать по единым правилам. По моему мнению, многие из тех предпринимателей, которые заявляют о закрытии своего бизнеса, сегодня работают «в тени». И им не очень хочется делиться своими доходами с государством. Усложняется и процесс открытия нового бизнеса: раньше было проще открыть собственное дело, заработав первичный капитал в нелегальной сфере. Теперь кодекс берет под контроль и этот фактор. На мой взгляд, плохо одно — документ содержит скудный набор инструментов для стимулирования инновационного развития экономики. И это необходимо исправить. Следует установить разные уровни и ставки налогообложения для предприятий. Рассмотрим хотя бы малый бизнес, представителей которого в Украине пытаются «причесать под одну гребенку». Этого нельзя делать. Ведь одно предприятие работает в высокотехнологической сфере, а кто-то просто перепродает товар. Поэтому и стимулирующие подходы государства к развитию таких бизнесов должны быть разными.
Выпуск газеты №:
№224, (2010)Section
Экономика