Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Наш ответ на требование «федерализации»

На заседании Кабмина была представлена концепция реформирования системы местного самоуправления
02 апреля, 11:24
ДОКЛАД ВЛАДИМИРА ГРОЙСМАНА О КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА ВЧЕРАШНЕМ ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОЛУЧИЛ ПОЛНУЮ ПОДДЕРЖКУ. «НУЖНО ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЛАСТЯМ, ОБЛАСТНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ КОМИТЕТАМ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАТЬ НАЛОГИ И СБОРЫ И СТАВКИ ПО НАЛОГАМ, — СКАЗАЛ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР УКРАИНЫ АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК, — ТАКИМ ОБРАЗОМ МЫ БУДЕМ СТИМУЛИРОВАТЬ ИХ СОБИРАТЬ ТЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ОСТАЮТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА МЕСТАХ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Реагируя на российскую агрессию, а также на последовавшие за ней аннексию Крыма и сепаратистские выступления на юго-востоке, Украина нашла ключ к консолидации различных политических сил и всех регионов страны. В этих сложных условиях в стране складывается практически единый подход к необходимости реформы местного самоуправления, направленной на то, чтобы дать больше самостоятельности регионам и местным общинам.

Выступая в понедельник на совместной с представителями Польши пресс-конференции, вице-премьер-министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман сообщил, что во вторник на заседании Кабмина будет рассмотрена концепция реформирования системы местного самоуправления. «Надеюсь, что ее примут, и это политическое решение будет началом реформирования системы местного самоуправления, — спрогнозировал вице-премьер. — Уже завтра (во вторник) мы начинаем организационную работу по подготовке законодательных инициатив для внедрения реформы. Я бы хотел, чтобы в течение месяца мы наработали максимальное количество качественных изменений в законодательство. Через месяц должны выйти на процесс согласования этих законопроектов правительством и в дальнейшем — парламентом».

По просьбе журналистов Гройсман раскрыл содержание концепции административной реформы в Украине. Она, по его словам, предусматривает, в частности, четкое разграничение полномочий между центром и местными властями. «Три уровня власти: община (город, поселок, село), уровень района, уровень области. На уровне района и области предусмотрено создание исполнительных органов, — информировал вице-премьер. — То есть управлять будут не посланцы из Киева, а лица, которых выбрали жители. Вопросы должны решаться на том уровне, на котором они возникают. Никаких поездок в Киев за деньгами, все будет максимально оставаться внизу».

Гройсман считает необходимым усовершенствовать взаимоотношения областных и районных администраций. «В областях и районах глава администрации или губернатор, или, возможно, префект (название должности не важно) по нашему предложению будет осуществлять только наблюдательную или контрольную функцию за соблюдением законодательства и координационную органов центральной власти на территориях». «Мы также будем предлагать более серьезные функции Счетной палаты по контролю средств внизу и максимальное подчинение органов местной власти гражданам, в том числе через местные референдумы», — разъяснил вице-премьер.

По его словам, работа, которую предстоит сделать, направлена на то, чтобы «изменить систему управления страной, передать полноту полномочий на уровень территориальных общин, построить настоящую европейскую Украину, где каждый гражданин в своем городе, поселки, селе, районе и области будет иметь право влиять на действия власти, а власть будет иметь возможность и финансовые ресурсы для решения вопросов образования, здравоохранения, ремонта и реконструкции дорог, построения нормальной природной среды и решения других вопросов, связанных с качеством жизни в Украине».

Польские эксперты, возглавляемые шефом канцелярии президента Республики Польша Яцеком Михайловски и депутатом сейма Марцином Свенцицким, ознакомились с концепцией реформы в Украине и одобрили ее. Они поделилась опытом успешно проведенной аналогичной реформы в своей стране. Большим проектом в ходе этой реформы, по словам Свенцицкого, стала передача государственной собственности в коммунальную.

Особый интерес украинских журналистов вызвала принятая в Польше система распределения налогов между центром и местными властями. Часть налогов там была полностью оставлена в распоряжении самоуправления. Это налоги на землю, на недвижимое имущество, на торговлю. Кроме того, 15% налога с физических лиц и 5% налога на прибыль с юрлиц. Есть и дотация центра на образование, зависящая от количества учеников. К ответу на этот вопрос подключается Гройсман. По его словам, когда местные общины имеют право на свою часть в общенациональных налогах, тогда они заинтересованы в том, чтобы лучше работали предприятия, заработная плата росла, чтобы часть этого растущего экономического потенциала оставлять у себя.

«День» предположил, что сегодня Гройсмана с его проектом реформы системы самоуправления ждут на востоке страны, и спросил, когда он собирается там побывать, а также на какой результат от этой командировки надеется. Вице-премьер ответил, что восточные регионы страны он посетит в ближайшее время. Его не очень интересуют результаты поездки, но он уверен, что «та модель, которую мы предлагаем, принесет успех, как востоку, так и западу Украины, и каждая община почувствует свою ответственность и свою способность — вот это важно». «В отличие от развития и укрепления самоуправления, федерализация — это абсолютно не наш путь,      — убежден Гройсман, — это понятно всем, кто желает успеха Украине. Мы не говорим о том, что хотим передать максимальные полномочия региону, мы хотим передать их людям, общественным организациям, городам, селам. И это будет самая эффективная модель управления страной ее гражданами».

Гройсмана поддержал Михайловски. По его словам, местное самоуправление в Польше было создано на базе передачи полномочий «на самый низкий уровень», что дало толчок развитию малого и среднего предпринимательства, которое сейчас формирует 50% ВВП Польши. Характерно, что в тот же день стало известно и об основных принципах избирательной программы главной силы нынешней оппозиции — Партии регионов. Она тоже выступает за унитарную Украину с максимальной степенью децентрализации полномочий и бюджетных потоков.

КОММЕНТАРИЙ

Виктор ОЛЬШЕВСКИЙ, сельский голова с. Снитков, Винницкая область:

— Не только Владимир Борисович Гройсман этим занимался. Его позиция была озвучена и позитивна еще при предыдущем председателе Винницкой областной рады Сергее Татусяке. Тогда эта инициатива не совсем хорошо воспринималась, потому что была новшеством для многих.

Возвращение полномочий на места давно необходимо. Но есть одна проблема. Польский вариант предусматривал объединение сельских рад в одну большую, по польскому варианту, «гмину». У них раньше не было рад, поэтому это объединение не было болезненным. А в наших условиях сегодня это сделать проблематично. Люди привыкли, что на месте есть орган местного самоуправления, где все всех знают, а когда административный центр будет находиться в другом селе, например, возникнет несколько критических замечаний. Первое — демографические процессы. Люди будут ехать туда, где есть административный центр. Обычно развивается только административный центр, значит, будет, например, предусмотрена одна школа на такое объединение и тому подобное. Люди вспомнили период, когда мой маленький Снитков был уездом. То есть тот район, который сейчас — Мурованокуриловецкий, имел 4 уезда. То есть мы будто возвращаемся в прошлое, но в определенной степени и тогда были проблемы, и сейчас есть. Сейчас все «зацентровано» на райцентре. Поэтому, спонтанно реформируя, мы можем наступить на те же грабли.

Но это не значит, что не нужно осуществлять реформу местного самоуправления. Обязательно нужно, только пошагово. Централизация всех финансов приводит к тому, что мы, органы местного самоуправления, всегда выступаем в качестве «просителей». Все бюджеты «спускаются нам сверху». Дают такие цифры, которые мы не можем выполнить. А на наши нужды, например водопровод, не дают, говорят: мы можем дать вам две тысячи на ремонт дороги. Это же смешно! На местах мы лучше видим, на какие программы мы можем потратить средства. А в соответствии со ст. 63 закона о местном самоуправлении обеспечиваются только минимальные потребности, на развитие ничего не остается. Органы местного самоуправления сами должны быть хозяевами, распорядителями средств. Да, в разных регионах неравномерные поступления в бюджет, поэтому определенная часть (50—70 %) должна оставаться на местах, а другая — оплачивать и деятельность государства в целом, и ее все инфраструктурные элементы.

Еще один очень необходимый элемент. Сейчас все старшие люди, которые приходят ко мне, говорят: «Раньше было так просто: мы здесь могли оформить покупку-продажу дома, наследство и тому подобное». У нас отобрали эти полномочия, и пошлины, которые взимаются при оформлении, переоформлении документов, не идут в сельскую казну. Предоставление административных услуг на месте приближали бы местную власть к обществу.

Довольно противоречивый вопрос объединения в «уезды», конечно, экономил бы деньги на содержание бюрократического аппарата на местах. Но сегодня, опираясь на то, что у нас органы самоорганизации населения должны быть наделены полномочиями, то эти полномочия уже сегодня нужно показать, например ОСМД, уличных комитетов и тому подобное. Есть очень много кадровых проблем.

Реформирование необходимо, но оно не должно быть «с кондачка». Самый главный вопрос — возвращение полномочий, способность распоряжаться землями не только в пределах населенного пункта. Когда сельская рада рассматривает вопрос выделения земельного участка, например, для ведения фермерского хозяйства, она принимает коллегиальное решение. Это — публично и прозрачно. А принятие областными госземагентствами создает условия для коррупции. Это касается и распоряжения водными объектами и лесами. Мы сегодня не можем ни одного полена взять на нужды отопления социальной инфраструктуры.

Вместе с вопросом реформирования местного самоуправления, по-видимому, будет рассматриваться и вопрос об административном устройстве. Я думаю, что это очень болезненно и тяжело с юридической точки зрения. Переоформление всех документов вызовет массу проблем у жителей определенной территории.

Подготовила Ольга ХАРЧЕНКО, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать