Навеки вместе?
Эксперты — об уменьшении торговой зависимости Украины от РоссииЭксперты отмечают постепенное снижение экономического сотрудничества между Украиной и Россией: торговый оборот в 2008 году между ними достиг $40 миллиардов. Это составляет 30% от общего товарооборота Украины и почти 6% — России. В связи с этим участились призывы усилить торговый потенциал украинско-российских отношений для ослабления последствий экономических проблем в обеих странах. «День» спрашивал политиков и экономистов, почему это нужно делать и стоит ли вообще...
«$40 миллиардов — абсолютно объективный показатель того, что наши страны нуждаются в нормальном взаимодействии друг с другом. Но здесь вмешивается политика, мешающая нормализации наших торгово-экономических отношений и их развитию. Мне трудно понять, почему на первое место ставятся какие-то цели, не имеющие ничего общего с долгосрочными интересами наших стран», — сказал недавно на собрании, посвященном углублению украинско-российских отношений, народный депутат Николай Азаров.
Исходя из исторической логики, Украина действительно вынуждена вести активное экономическое сотрудничество с Россией, потому что многие отечественные предприятия строились для удовлетворения производственных потребностей еще советской империи (например, двигатели к самолетам, космическое оборудование и тому подобное). После официального «развода» эти предприятия по праву отошли Украине. Поэтому вполне нормальным является продолжение совместной торговли в этих сферах. Но сегодня обе страны работают в условиях конкурентной среды, где каждый продает то, что умеет и имеет. Причем практика рыночных отношений не обязывает Украину делать основные торговые ставки только на одного партнера. Рыночная экономика с ее конкурентной средой минимизирует угрозу применения каких-либо ультиматумов со стороны одной страны к другой. Поэтому стоит ли спешить снова садиться на торговую иглу с Россией, с которой Украина еле соскочила за 17 лет, спрашивают оппоненты позиции Азарова.
Что касается вмешательства политики в экономику, то такая практика никогда не доводила до добра. «Совместная экономическая деятельность должна быть не между странами, а между партнерами-предпринимателями, — говорит «Дню» президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. — Что значит договариваться между Россией и Украиной о машиностроении? Машиностроительные фирмы должны договариваться друг с другом о проектах, эффективных, выгодных для них. Это и есть самое лучшее сотрудничество. Не должно быть политических преград для такой договоренности. Но, когда страны вместо субъектов предпринимательства начинают договариваться о дружбе и сотрудничестве — это означает, что экономика смешивается с политикой».
«Предприятиям должны предоставляться равные условия работы на рынке. Нельзя по политическим мотивам не давать работать на рынке. Нельзя создавать барьеры для российского предприятия на украинском рынке. Вот из этого и выплывает недоверие и нежелание работать на рынке совместно», — считает торговый представитель Российской Федерации в Украине Сергей Иванов. По его словам, сегодня торговые украинско-российские отношения страдают из-за политических моментов. Например, снижаются перспективы сотрудничества в самолетостроении, космической, металлургической и других отраслях. Экономические отношения обеих стран тесно связаны между собой, считает он, поэтому их расторжение обязательно принесет финансовые потери для обеих сторон. Так, по словам Иванова, 70% производства украинского машиностроения ориентировано на Россию. Если украинцы откажутся от российского рынка, что они будут делать с машиностроительной продукцией?
С тезисом о равных правилах игры согласны отечественные экономисты. Но они не разделяют пессимизма российского коллеги по поводу негативных последствий уменьшения экспортно-импортных операций между двумя странами. «Когда Украина стала независимым государством, объем экспортно-импортных операций с Россией занимал 70% всех таких операций. Сейчас они составляют чуть больше 30%. Происходит естественный, исторический процесс становления нас как нормальной страны. Мы были маленьким кусочком, а становимся нормальной страной», — говорит Пасхавер.
Так уж сложилось, что главные экономические события между Украиной и Россией решаются, исходя из мастерства переговорщиков найти общий арифметический знаменатель. Вот в этом и ошибка, потому что в рамках личностной процедуры переговоров всегда остается возможность на одного надавить, а другому поддаться, замечают эксперты. «Каждый сильный будет отстаивать свои интересы. И вопрос в том, как нам стать сильнее, как вынести максимальные уроки из текущего состояния», — считает эксперт Александр Нарбут.
По словам же Александра Пасхавера, здесь уже не нужно ничего придумывать. Потому что Украина это уже делает. Нынешние ее попытки перейти на рыночные отношения в газовых вопросах, установление экономически обоснованных тарифов за транзит и прочее — это естественный процесс взросления.
Выпуск газеты №:
№21, (2009)Section
Экономика