НБУ готовят реформу
Эксперты «Дня» назвали плюсы и минусы предложенной стратегии![](/sites/default/files/main/articles/23122014/_kr_0607.jpg)
Проект реформы НБУ на днях представили в нацрегуляторе. В соответствии с ней за 1,5—2 года планируется полностью перекроить структуру НБУ.
В целом же реформирование НБУ проводиться в четырех направлениях: собственно реорганизация его как структуры, решение вопросов накопленных дисбалансов в балансах банков, развитие финансовых рынков и улучшение корпоративного управления в финучреждениях.
Самые первые изменения будут касаться сокращения численности персонала. Ныне в Нацбанке работает 11,5 тысячи человек, в том числе 6,3 тысячи выполняют функции, не связанные с основной деятельностью регулятора, — представляя проект изменений, рассказал исполняющий обязанности заместителя председателя НБУ Владислав Рашкован. После трансформации их численность сократится почти вдвое. «До окончания проекта, первая стадия которого у нас ныне проходит и закончится ко второму кварталу 2016 года, — это около 5 400 человек, скорее всего, цифра потерь Национального банка... 2015 год закончим цифрой в районе 6100—6200 человек», — объяснил он. Учебные заведения НБУ передадут Минобразования, непрофильные бизнесы — распродадут, а непрофильные функции — передадут на аутсорсинг. Предлагается 25 территориальных управлений объединить в четыре макрорегиона на базе Киева, Днепропетровска, Одессы, Львова. Как результат, хозяйственные расходы НБУ сократятся, минимум, вдвое.
Усилят и надзор за банками, особенно в части выявления незаконных действий банкиров. «Главная проблема в том, что у нас все без исключения в той или иной мере рисуют отчетность. А это возможно из-за низкой ответственности акционеров и менеджмента банков. Но мы решили изменить эту ситуацию на законодательном уровне, — заявил первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук. — Вместе с МВФ мы готовим ряд изменений к законодательству. В частности, будет усилена ответственность собственников банков и менеджеров за разворовывание средств, нелегальное выведение активов, совершение неправомерных действий и искажение отчетности». По его словам, законопроект будет направлен в парламент в ближайшие два месяца. Голосование за него покажет, говорит Писарук, кто хочет открываться, а кто нет. Без них усиление надзора ничего не даст, убежден он. «У нас и так уже работали кураторы в 40 банках, но куратор — не ликвидатор», — подытожил он
Отвечая на вопрос «Дня» о прогнозах на 2015 год Александр Писарук также сообщил, что в этом направлении тоже нужно реформирование. «Первое — курс национальной валюты не является основным параметром во время определения денежно-кредитной политики. Второе — мы не даем прогнозы курса национальной валюты на следующий год. Основным параметром денежно-кредитной политики является уровень инфляции. Это мы ныне и делаем с Минфином, обсуждаем, и эта цифра будет озвучена», — добавил Писарук.
Кроме того, он добавил, что готовится проект масштабных изменений к закону о Нацбанке, которыми, среди прочего, предусматривается изменение принципов функционирования его Совета.
Пойдет ли на пользу банковскому рынку и экономике в целом предложенная реформа Нацбанка — «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Александр САВЧЕНКО, бывший заместитель председателя НБУ:
— Хуже рынку от реформирования НБУ уже быть не может. Но что имеется в виду под реформами? Если сокращение расходов за счет продажи образовательных и медицинских заведений и отказ от содержания непрофильных учреждений и организаций, то — да. Чем меньше дармоедов — тем лучше. Я против того, чтобы за счет бюджета учили банкиров, юристов. Это частный бизнес. Нужно и сокращать количество работающих в системе. Ведь по нормативам ЕС в НБУ должны были бы работать приблизительно 3 тысячи человек. К этому показателю нужно идти, но не за 1 год, а за 2—3 года. Что касается реплик о снятии ответственности с НБУ за стабильность гривни и ответственности только за ценовую политику, то это не правильно. Ведь внутренняя стабильность — это цены, а внешняя — курс. Поэтому НБУ, наоборот, нужно добавить еще и ответственность за стабильность финансовой системы, которая базируется на проведении правильной ценовой и валютной политики. Но теперь все разговоры о реформировании НБУ пока еще пустые слова, потому что реальные действия не отвечают этим декларациям. НБУ возвращается не к английской структуре центробанка, а — к советской системе управления как в вопросе банковского надзора, так курсо- и ценообразования. Ничего не нужно нарабатывать нового. Следует просто понимать сущность монетарной и валютно-курсовой политики и инфляционного тагетирования. А этого нет. Есть лишь понимание административных мер. Что такое английский центробанк? Кроме банковского сектора он еще и регулирует небанковский. Это большая ответственность, к которой украинский НБУ еще не готов. И ныне под видом перехода к структуре вроде английского банка происходит формирование «африканизации» украинской валютной политики: есть три валютных курса и за день можно зарабатывать на арбитраже или на теневом рынке 10—15% от общей продажи валюты. Только в некоторых африканских странах осталась политика трех курсов.
Александр СУГОНЯКО, президент Ассоциации украинских банков:
— Скажите мне, кто во время пожара начинает перестраивать дом? Нужно тушить огонь и делать все, чтобы огонь не перекинулся на другие помещения. Нельзя начинать реформирование, потому что на это есть три причины. Первая — в стране война с Россией. Вторая — протекает мощный экономический кризис. Третья — в Украине самый глубокий за всю историю существования банковский кризис. С точки зрения здравого смысла реформирование НБУ ныне — это преступление. Это похоже на то, что в части реформирования правоохранительных органов, СБУ, МВД делал Янукович по команде из России, разрушая или зачищая эти сферы под себя. А теперь идет зачистка и разрушение банковской сферы. Если хотите сократить расходы, пожалуйста, продайте телекомпанию, которую в свое время создал Арбузов. Если хотите начать экономить, то уменьшите немного зарплаты руководству, не за счет сокращения штата. Нужно сохранить профессионалов банковского дела, которые еще есть в НБУ. Их потеря опасна для Украины. А тот баласт, который обычно также присутствует, можно отсеять позже, когда потушат пожар в доме. Когда говорят, что реформирование НБУ — это требование МВФ, то не всегда его нужно слушать. Раньше он предлагал реформу, которая, в сущности, вела к ликвидации 120 банков с украинским капиталом и к интеграции отечественного банковского сектора в мировые рынки. Это нам не нужно. Такое впечатление, что реформаторы считают украинцев дураками. Если они хотят усилить политическую независимость НБУ, то нужно изменять функции нацрегулятора, а не менять его структуру.
Роман ШПЕК, председатель Независимой ассоциации украинских банков, бывший министр экономики:
— Реформа нужна. Она будет проводиться не рано, а даже немного поздно. В первую очередь в этом процессе НБУ должен выкристаллизовать функции, за которые будет отвечать и что будет делать. Он не должен заниматься хозяйственными делами и управлять учебными и медзаведениями. Это задачи МОН и Минздрава. Дальше — усилить функцию банковского надзора, которая сегодня хромает. И несмотря на то, что в НБУ достаточно инструментов для этого, банки продолжают по молчаливому согласию регулятора финансировать бизнесы своих акционеров. Отсюда неправильная оценка рисков, дополнительное напряжение в секторе и очередные обострения дополнительных рисков для вкладчиков. Поскольку НБУ будет заниматься политикой инфляционного тагетирования, то нужно усилить его институционную возможность для этого. Кроме того — усовершенствовать аудит. Изменить подходы формирования Совета НБУ: туда должны идти люди не по политическим, а профессиональным качествам. Поражает и излишняя сеть отделений НБУ в регионах. Там, где нет самостоятельных банков, и есть только отделение или филиалы киевских банков, содержать отделение НБУ — слишком дорогое удовольствие для государства. Теперь об ответственности за курс. НБУ не отвечает за валютный курс, а только за стабильность денежной единицы (то есть за инфляцию). Его функция — создать условия для экономического роста, а правительство и Минфин, в частности, должны заботиться о комфортных условиях для бизнеса и инвесторов. А валютный курс — это результат экономической монетарной политики. Что может сделать правительство и НБУ для удержания ситуации под контролем? Первое — представить справедливый бюджет. А второе — держать инфляцию и не чрезмерно финансировать бюджет. Это возможно, если будет поддержка МВФ и СБ, иначе произойдет неконтролируемая эмиссия.
Выпуск газеты №:
№241, (2014)Section
Экономика