Не с того начали!
Эксперты «Дня» оценили программу действий правительства на 2015—2016 годы![](/sites/default/files/main/articles/11122014/7rada.jpg)
Сегодня премьер Арсений Яценюк представляет Верховной Раде программу действий правительства на 2015—2016 годы. Накануне утром текст проекта документа был опубликован на сайте Кабинета Министров. Но уже ближе к вечеру, приблизительно в 15.40, текст исчез с веб-ресурса. Получить комментарий от пресс-службы, что же произошло с документом на время выхода материала в газете, «Дню» не удалось, телефоны не отвечали.
Но нескольких часов свободного доступа к этому документу экспертам было достаточно, чтобы сделать неутешительный вывод: «правительство начинает не с тех реформ».
«Яценюк явно демонстрирует, что он плоть от плоти старого политического класса — та же идеология и политика (решать все проблемы за счет общественных интересов). Та же лояльность к олигархам. И никакой попытки изменить подход — найти новые решения, построить новую политику. Подобная политика прямо ведет страну в бездну, а не к реформам и европейской интеграции... Средний класс — стержень европейских демократий и экономики. У нас и так в 4 раза меньше часть среднего и малого бизнеса в ВВП, а такие решения полностью люмпенизируют страну. Ради интересов выживания олигархии — режется все живое...», — написала на своей странице в социальной сети Фейсбук политолог Виктория Подгорная.
Так что же такое предлагает правительство? В тексте проекта документа очерчены главные вызовы для страны (в стиле «азаровского» «нужно будет затянуть пояса») и названы 13 направлений деятельности правительства (военная реформа, децентрализация, антикоррупционная и экономическая политика, и др.). Остановимся на наиболее болезненных направлениях на сегодняшний день.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК
С одной стороны, в разделе о новой экономической политике традиционный набор изменений: внедрить налоговый компромисс, контроль за трансфертным ценообразованием, новый закон о защите экономической конкуренции, сформировать новый состав АМКУ, провести приватизацию остатков госимущества. Кроме того, готовят изменения и аграрному сектору: закон о рынке земель и об аренде, инвентаризация земельных угодий, увеличение беспошлинных квот в рамках ЗСТ с ЕС, создание и продвижение аграрного бренда «Продукт України». Но в программе действий правительства е аграрного бренда «Продукт Украины нет ни единого слова о том, будет ли изменяться система налогообложения для АПК. А для аграрного сектора — это является вопросом номер один на сегодняшний день.
Но, как делает вывод глава «Комитета экономистов Украины» Андрей Новак, в программе, как и в коалиционном соглашении, нет конкретных экономических цифр, кроме расходов на военную помощь (в соглашении — 3% ВВП, в программе правительства — уже 5%). «Программа — это правительственная листовка с набором хороших пунктов, подпунктов, слов и словосочетаний. Но в целом конкретных экономических целей с четким пониманием их достижения за 2 года нет. Поэтому требовать отчета от власти по этому документу нельзя», — объясняет он.
Экономическая программа КМУ — это, как бизнес-план предприятия, где все четко прописано языком цифр, замечает Новак, и приводит пример: если речь идет о децентрализации и передаче полномочий на места, то в программе Кабмина должен был бы быть один показатель — соотношение в процентах финансов на центральный и местные бюджеты. «Его нет. Поэтому очевидно, что правительство само не знает, каким путем пойдет децентрализация и будет просто плыть по течению, рассказывая украинцам о том, что дополнительный финансовый груз реформ ложится на их плечи, потому что в стране война», — говорит Новак.
Эксперта также возмущают заявления правительственной команды о росте налоговой нагрузки, и о том, что 2015 год будет еще тяжелее, чем 2014-й. «Я не понимаю, зачем эти страшилки. Ведь задача правительства — не роль Бабы Яги, а оперативно разрешать проблемы. Именно поэтому украинцы и дали шанс кабминовской «солянке» из министров-реформаторов из разных стран», — говорит Новак.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР
Что же касается энергетики, то КМУ чуть ли не первый раз открыто признал и обязался повысить до экономически обоснованного уровня (до 2017 года) тарифы на энергоресурсы для населения. Это, по словам премьера, «спасет НАК «Нафтогаз України» от банкротства». До той поры населению ликвидируют все субсидии и переведут малообеспеченных на синхронные механизмы компенсаций.
В целом энергосектор ожидает значительное сотрясение. Создадут предприятия «Магістральні газогони України» и «Підземні газові сховища України», 49% акций которых предложат инвесторам из ЕС и США (соответствующий конкурс правительство уже объявило). Полная имплементация норм Третьего энергопакета, появление LNG-терминала, достройка двух блоков на Хмельницкой атомной станции и наращивание производственных мощностей Южноукраинской, Хмельницкой и Ривненской АЭС. В целом это будет около 3000 мегаватт.
И, кстати, президент Центра глобалистики «Стратегія ХХІ» Михаил Гончар в целом положительно оценивает набор изменений программы в разделе об энергетике. Хотя на 100% воплотить их не удастся, убежден он, потому что любая реорганизация сопровождается «сопротивлением».
«В энергетическом и газовом секторе действуют мощные олигархические группы, которые хотят, чтобы реформы произошли, или, чтобы состоялись в том виде, как есть сейчас. Мы уже это проходили с Януковичем и Азаровым, когда заявляли о начале реформирования газового сектора, но в сущности это было закреплением тогдашнего положения дел», — рассказывает «Дню» Гончар. Первое сопротивление олигархической системы, продолжает он, Украина увидела вокруг темы импорта южноафриканского угля. «Его закупки — это способ нарушить монополию угольных баронов Донбасса. Поэтому его всячески пытаются дискредитировать», — объясняет эксперт.
По мнению Гончара, последующее сопротивление будет из нескольких направлений. Группа Фирташа будет противостоять реформе НАК «Нафтогаз України», объясняет он, потому что бизнесмен контролирует почти 70% облгазов и хочет сохранить этот контроль. По европейским же нормам (записанным в программе) Украина должна обеспечить свободный доступ к газотранспортным мощностям в том числе и к распределению газа. «В таком случае разрушается доминирующий статус Фирташа на газовом рынке. То же самое будет на рынке электроэнергии, где компания ГТЭК Ахметова занимает лидирующую позицию. Поэтому будет попытка свести реформу на уже отработанный вариант, когда изменения имеют европейскую обертку, но по содержанию такими не являются», — объясняет Гончар.
КАК ОТРЕАГИРОВАЛИ НА ПРОГРАММУ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ
Вооружившись выводами экспертов, «День» обратился к народным депутатам с вопросом: поддерживают ли они правительственный план действий, и будут ли завтра за него голосовать.
Народный депутат от «Батьківщини», член Комитета ВР по регламенту и организации работы Дмитро Шлемко считает, что сегодня в Раде будет горячо. Ведь программа правительства не может быть запущена в действие, если не пройдет полный этап утверждения. Как рассказал он «Дню» в идеале премьер ее презентует народным депутатам, дальше — согласование комитетами (которые еще в глаза не видели финальный вариант документа), первое чтение, внесение замечаний и только потом — второе чтение. Но очень похоже, говорит Шлемко, что сегодня попробуют все принять поспешно.
Но голосовать «горячо» никто не будет, убеждает Шлемко, потому что к программе «есть вопросы». «За счет учителей и врачей спасать экономку у меня лично рука не поднимется», — сказал он. Ведь по его словам, это нонсенс, если учителям предлагается при нынешнем экономическом положении выживать за 800 гривен в месяц. «Нужно подробно посмотреть программу и разделить на две части: то, что поддерживается, и не поддерживается. И вносить изменения», — объясняет он.
Выпуск газеты №:
№233, (2014)Section
Экономика