Перейти к основному содержанию

Неестественный отбор

Приватизация крупнейшего рынка под вопросом
08 октября, 20:26

Как уже сообщалось, вокруг продажи 94% акций ОАО «Днепропетровский центральный рынок» (больше известного в народе как «Озерка»), сложилась сложная ситуация. Потенциальные инвесторы выступили против дополнительных условий приватизации, установленных региональными чиновниками, считая их непрозрачными. Несколько дней назад должно было состояться вскрытие конвертов с оглашением кандидатов, допущенных к приватизации. Но вместо этого в помещении областного ФГИ искали… «мину».

Напомним, приватизация «Озерки» была объявлена днепропетровским отделением ФГИ в конце лета. До этого Центральный рынок Днепропетровска сменил форму собственности. Если до 1 мая это было крупнейшее торговое предприятие коллективной формы собственности, то после — уже госпредприятие, управляемое формально из Киева. Уполномоченным органом по управлению данным объектом до принятия решения относительно его приватизации стало Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции.

В дополнительные условия записали, что участвовать в приватизации могут только те предприятия, которые имеют опыт работы не меньше одного года «в сфере предоставления платных услуг по созданию необходимых условий для реализации сельскохозяйственной продукции». Кроме того, у предприятия-участника конкурса непременно должен иметься опыт управления рынками с численностью торговых мест не менее 6 тысяч.

Сразу заметим, что в истории украинской приватизации именно дополнительные условия (как раньше инвестиционные обязательства) стали своеобразным механизмом отсева нежелательных покупателей от участия в конкурсе.

Важно и другое. ОАО «Днепропетровский Центральный рынок» не занимает монопольного положения на общегосударственном рынке и не является стратегически важным предприятием. Поэтому с юридической точки зрения его продажа с дополнительными условиями весьма спорна.

Потенциальные инвесторы, желавшие посоревноваться за объект на принципах открытой конкуренции, принялись отстаивать свои интересы двумя путями: «дипломатическим» и судебным. Они обратились с письмами к руководству Днепропетровской области и ФГИУ, в которых просили обеспечить прозрачность и честность приватизационного конкурса. А затем оспорили дополнительные условия в судебном порядке. Сразу несколько судов Киева, Херсона, Полтавы удовлетворили иски претендентов и вынесли решения о приостановлении приватизации «Озерки». Но «на местном уровне», похоже, решили провести конкурс в любом случае.

Правда, первый блин оказался комом. Корреспондент УНИАН сообщил, что представители коммерческих структур, подавших заявки на участие в конкурсе, не смогли 5 октября зайти в помещение Днепропетровского ФГИ в назначенное время. Со ссылкой на представителя «Запорожского масложиркомбината» — промышленного инвестора, являющегося одним из реальных претендентов на покупку рынка и заявившего о готовности заплатить за него почти втрое больше стартовой цены, сообщалось, что бизнесмены даже не могли выяснить, кто является главой комиссии по отбору претендентов на «руку и сердце» «Озерки». Не говоря уже о том, что от окружавших здание милиционеров они не могли добиться ответа на самый волнующий их вопрос: открыты ли конверты с предложениями покупателей?

Причины, по которым потенциальных покупателей не допустили в здание, стали известны гораздо позже. Оказывается, кто-то сообщил правоохранителям, что здание на Комсомольской, 58 заминировано. Продолжавшаяся полтора часа проверка взрывчатых веществ не выявила. По сообщению украинской сети деловой информации «Лига-Бизнес-Информ», в ходе выяснения обстоятельств ложного «минирования» оказалось, что звонок в милицию сделала секретарь одного из местных чиновников. Ей показались подозрительными телештатив и кофр с видеокамерой, которые были при журналистах местного 9-го телеканала.

Что добавить к сказанному выше? От судьбы «Озерка» во многом зависит цена, по которой жители областного центра смогут приобрести продукты питания и самые необходимые товары. Что особенно важно в нынешних условиях, когда правительство призывает региональные органы власти принять меры по обеспечению ценовой стабильности.

Запорожский масложиркомбинат, например, для участия в приватизации рынка разработал инвестиционную программу. Согласно ей, несколько миллионов планируется вложить в серьезную реконструкцию рынка, в том числе вентиляционных и тепловых сетей, а также холодильного оборудования. В бизнес-плане предусматривается и создание двух тысяч новых рабочих мест для реализации сельскохозяйственной продукции. Кроме того, потенциальный инвестор готов выплатить почти миллионную задолженность рынка перед местным бюджетом и кредиторами.

При этом запорожские промышленники не понимают, почему перед ними, как и другими стратегическими инвесторами, региональные чиновники должны закрывать «приватизационные двери» и лишать права заплатить за объект наибольшую цену. Особенно, если учитывать, что средства от приватизации должны пойти на социальные нужды области. Кроме того, дестабилизация ситуации на рынке, учитывая его гигантские масштабы, несомненно скажется на ценовом фоне продуктового рынка в Днепропетровске. А кому нужен скачок цен в регионе сейчас, накануне выборов?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать