Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нефтяные «горы»

Как пресечь интриги вокруг проекта «Одесса—Броды»?
27 апреля, 00:00

Ратификация украинским парламентом соглашения по ЕЭП вдохновила сторонников реверсного направления использования нефтепровода Одесса—Броды на новые изощренные ходы, направленные на то, чтобы не допустить конкурента — легкую каспийскую нефть, а также Украину, как ее транзитера, на европейский рынок. Не проливает ли это дополнительный свет на смысл единого пространства?

Для многих в Украине стало настоящим откровением заявление главы российской «Транснефти» Семена Вайнштока о том, что для России вопрос о реверсе Одесса— Броды уже не актуален. По словам С.Вайнштока, реверс Одесса— Броды был необходим для того, чтобы без проблем и экстраординарных мер ввести дополнительные экспортные мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС), увеличив их до 42 млн. тонн в год. «Но эту проблему мы уже решили в феврале. И актуальность реверса Одесса— Броды уже исчезла», — сказал он, не пояснив при этом, а была ли она изначально и в чем состояла. (Эксперты «Дня» отмечают, что весь российский интерес заключался именно в том, чтобы оседлать, закупорить и «сгноить» в земле украинскую трубу).

В любом случае «Транснефть» получила возможность потуже завязать узелок вокруг украинского нефтепроводного проекта. Во втором квартале 2004 года она не предусмотрела квоты в графике поставок нефти в Украину для экспорта через морской нефтеналивной терминал «Пiвденний» и железнодорожную станцию Броды. «Транснефть» объяснила свои действия заявлениями правительства Украины о заполнении в апреле текущего года нефтепровода Одесса—Броды и терминала «Пiвденний» технологической нефтью, а также тем, что значительные мощности резервуаров железнодорожной станции Броды задействованы в эксперименте по последовательной прокачке нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» на чешский нефтеперерабатывающий завод в Кралупах. Характерно, что и Одесский морской торговый порт в марте 2004 года сократил перевалку нефти на 32,3% (против аналогичного периода прошлого года). Причина этого в том, что с 1 января Россия повысила в среднем на 12% ставки на транспортировку международных железнодорожных грузов вообще, тогда как тарифы на стратегические для Украины нефтепродукты, коксующийся уголь, кокс повышены на 22—48%. Сейчас украинские железнодорожные транзитные тарифные ставки в сравнении с российскими в среднем в 2—2,5 раза ниже. И это опять заставляет нас вспомнить о так называемом Едином экономическом пространстве, в котором нам сулят золотые горы.

Сейчас, очевидно, этот процесс вступил в новую стадию. Несмотря на довольно откровенное заявление С.Вайнштока, российская ТНК вдруг стала уверять, что не потеряла интереса к реверсу нефтепровода Одесса—Броды и придерживается тех же позиций, что и ранее. Президент Торгового дома «ТНК-Украина» Александр Городецкий, который по вопросам реверсирования нефтепровода Одесса—Броды все время выступал главным советником главы НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко, утверждает: «Проект транспортировки российской нефти из Брод в Одессу представляется нам не только возможным, но и реальным, жизнеспособным с коммерческой точки зрения». И это, скорее всего, отнюдь не вариант известной украинской поговорки, заканчивающейся словами «не пиддамся». Это — продолжение политики диктата, перемежающегося посулами: «У Украины, — обещает Городецкий, — еще есть шанс зарезервировать 9 млн. тонн нефти для загрузки магистрали Одесса—Броды».

Отнюдь не случайно и, вполне вероятно, не без ведома господ Городецкого и Бойко правительству Украины не удалось провести собрание акционеров и кадровые изменения в «Укртранснафте». Причем антиправительственные силы играют вполне прозрачно. Так, один из заместителей генерального директора оспорил в суде действия своего шефа, направленные на созыв собрания акционеров. И Голосеевский райсуд Киева быстренько запретил проводить это собрание, поскольку не были соблюдены внутрикорпоративные процедуры подготовки к нему: мол, с коллегиальным органом управления — дирекцией — не была согласована повестка дня. Налицо явная попытка затянуть до бесконечности процесс наведения порядка в «Укртранснафте», руководство которой представляется сегодня главным тормозом на пути реализации поставленных правительством задач. Между тем именно сейчас самое время запустить мощности нефтепровода Одесса—Броды по перекачке каспийской нефти в Европу. Дальше откладывать уже нельзя. Иначе пострадает и имидж страны, и ее бюджет. В этой ситуации очень трудно удержаться от вопроса: а есть ли в этой стране хозяин?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать