Нефтяные «горы»
Как пресечь интриги вокруг проекта «Одесса—Броды»?Ратификация украинским парламентом соглашения по ЕЭП вдохновила сторонников реверсного направления использования нефтепровода Одесса—Броды на новые изощренные ходы, направленные на то, чтобы не допустить конкурента — легкую каспийскую нефть, а также Украину, как ее транзитера, на европейский рынок. Не проливает ли это дополнительный свет на смысл единого пространства?
Для многих в Украине стало настоящим откровением заявление главы российской «Транснефти» Семена Вайнштока о том, что для России вопрос о реверсе Одесса— Броды уже не актуален. По словам С.Вайнштока, реверс Одесса— Броды был необходим для того, чтобы без проблем и экстраординарных мер ввести дополнительные экспортные мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС), увеличив их до 42 млн. тонн в год. «Но эту проблему мы уже решили в феврале. И актуальность реверса Одесса— Броды уже исчезла», — сказал он, не пояснив при этом, а была ли она изначально и в чем состояла. (Эксперты «Дня» отмечают, что весь российский интерес заключался именно в том, чтобы оседлать, закупорить и «сгноить» в земле украинскую трубу).
В любом случае «Транснефть» получила возможность потуже завязать узелок вокруг украинского нефтепроводного проекта. Во втором квартале 2004 года она не предусмотрела квоты в графике поставок нефти в Украину для экспорта через морской нефтеналивной терминал «Пiвденний» и железнодорожную станцию Броды. «Транснефть» объяснила свои действия заявлениями правительства Украины о заполнении в апреле текущего года нефтепровода Одесса—Броды и терминала «Пiвденний» технологической нефтью, а также тем, что значительные мощности резервуаров железнодорожной станции Броды задействованы в эксперименте по последовательной прокачке нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» на чешский нефтеперерабатывающий завод в Кралупах. Характерно, что и Одесский морской торговый порт в марте 2004 года сократил перевалку нефти на 32,3% (против аналогичного периода прошлого года). Причина этого в том, что с 1 января Россия повысила в среднем на 12% ставки на транспортировку международных железнодорожных грузов вообще, тогда как тарифы на стратегические для Украины нефтепродукты, коксующийся уголь, кокс повышены на 22—48%. Сейчас украинские железнодорожные транзитные тарифные ставки в сравнении с российскими в среднем в 2—2,5 раза ниже. И это опять заставляет нас вспомнить о так называемом Едином экономическом пространстве, в котором нам сулят золотые горы.
Сейчас, очевидно, этот процесс вступил в новую стадию. Несмотря на довольно откровенное заявление С.Вайнштока, российская ТНК вдруг стала уверять, что не потеряла интереса к реверсу нефтепровода Одесса—Броды и придерживается тех же позиций, что и ранее. Президент Торгового дома «ТНК-Украина» Александр Городецкий, который по вопросам реверсирования нефтепровода Одесса—Броды все время выступал главным советником главы НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко, утверждает: «Проект транспортировки российской нефти из Брод в Одессу представляется нам не только возможным, но и реальным, жизнеспособным с коммерческой точки зрения». И это, скорее всего, отнюдь не вариант известной украинской поговорки, заканчивающейся словами «не пиддамся». Это — продолжение политики диктата, перемежающегося посулами: «У Украины, — обещает Городецкий, — еще есть шанс зарезервировать 9 млн. тонн нефти для загрузки магистрали Одесса—Броды».
Отнюдь не случайно и, вполне вероятно, не без ведома господ Городецкого и Бойко правительству Украины не удалось провести собрание акционеров и кадровые изменения в «Укртранснафте». Причем антиправительственные силы играют вполне прозрачно. Так, один из заместителей генерального директора оспорил в суде действия своего шефа, направленные на созыв собрания акционеров. И Голосеевский райсуд Киева быстренько запретил проводить это собрание, поскольку не были соблюдены внутрикорпоративные процедуры подготовки к нему: мол, с коллегиальным органом управления — дирекцией — не была согласована повестка дня. Налицо явная попытка затянуть до бесконечности процесс наведения порядка в «Укртранснафте», руководство которой представляется сегодня главным тормозом на пути реализации поставленных правительством задач. Между тем именно сейчас самое время запустить мощности нефтепровода Одесса—Броды по перекачке каспийской нефти в Европу. Дальше откладывать уже нельзя. Иначе пострадает и имидж страны, и ее бюджет. В этой ситуации очень трудно удержаться от вопроса: а есть ли в этой стране хозяин?
Выпуск газеты №:
№75, (2004)Section
Экономика