Неизвестное богатство
Государство теряет огромные суммы из-за неэффективного использования радиочастотного пространства![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19981229/4250-11_0.jpg)
В настоящее время отношения между владельцем радиочастотного ресурса (государством) и реальными его пользователями регламентируются разработанными на скорую руку нормативными документами и только одной (!) статьей Закона «О связи». На этом характеристика основных законодательных параметров телекоммуникационного рынка Украины исчерпывается. До недавнего времени радиочастоты использовались только для потребностей обороны, а гражданский рынок не развивался, его просто не было. Как следствие, наши стандарты не отвечают мировым, что приводит к вынужденному использованию давно уже устаревших средств связи в полосах, выделенных международным регламентом для развития новых технологий. То есть, если телекоммуникации — это рынок, то им нужна полноценная законодательная база и четкая исполнительная иерархическая лестница.
Но наши Госкомсвязь, Главное управление радиочастот, Межведомственная лицензионная комиссия, Укрчастотнадзор, Национальное агентство телевидения и радиовещания, работающие в этом направлении, очень часто дублируют друг друга. Как следствие, никто ни за что не отвечает, что дает возможность «пиратам» пользоваться радиочастотными полосами бесплатно. И никому не известно, какие суммы теряет государство от неэффективного использования радиочастотного пространства...
Зато известно, что использование только одного стандарта GSM-900 обеспечит государству ежегодный доход в сумме $60 млн. Налоги сотовых операторов, действующие на украинском рынке, в 1999 году прогнозируются на уровне $73 млн. При условии наведения порядка в этой сфере и развитии рынка телекоммуникаций, за счет последнего можно выплачивать 25—30% всех пенсий. Сейчас же средства от использования радиочастот идут не в бюджет, а во внебюджетные фонды. Я считаю это нарушением Конституции Украины, ведь радиочастотный ресурс — такое же природное богатство, как земля, вода и полезные ископаемые.
Сегодня также не до конца понятно, какому именно государственному органу будет предоставлено право владельца радиочастотного ресурса. Есть предложение создать государственный комитет по радиочастотам, который будет выполнять функции администрации связи Украины. Однако практика уже столько раз доказывала, что появление новых государственных структур еще не означает решения старых проблем. Очередной раз наступать на грабли очень не хочется. Поэтому в подкомитете считают, что сначала нужно разобраться в деятельности существующих структур, а потом (при необходимости) приступать к созданию новых. Как альтернативный вариант рассматривается возможность сосредоточить контроль над эксплуатацией радиоспектра в Главном управлении по вопросам радиочастот. Но в любом случае их использование в определенных направлениях Кабмин будет поручать «уполномоченным органам». Одним из таких уже действующих органов является Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины. И если с Нацсоветом все более-менее понятно, то абсолютно неясно, кто еще будет распорядителем «гражданского» пространства.
Эксперты настаивают на быстрейшей конверсии радиочастот. Подобные вопросы нуждаются в немедленном решении, пока они не переросли в национальную проблему. Рынок коммуникаций не стоит на месте. Конкуренция между операторами связи обостряется. Если ситуация с отечественными радиочастотами не изменится, если не изменится государственный подход к этому вопросу, то трудно даже прогнозировать, какими будут методы борьбы за свободное радиопространство. И самое главное — мы потеряем около $2 млрд., которые могут вложить в течение ближайших лет стратегические инвесторы.
КСТАТИ
Как сообщил корреспонденту «Дня» директор по маркетингу и продаже компании «Український мобільний зв’язок» (UMC) Богдан Купич, в цивилизованных странах существует продуманная стратегия распределения частотного ресурса. По его мнению, Украина выделяет недостаточное пространство для международного стандарта GSM-900. Например, в Польше выделено 45 частот для оператора, а в Украине — 14. Но там три оператора и полтора миллиона клиентов, а у нас пять и вскоре будет шестой, а клиентов только приблизительно 140 тысяч.То есть напряженность рынка, где работает больше операторов, чем в наиболее богатых странах Европы, количество клиентов у которых достигает 10 миллионов, слишком велика.
Выпуск газеты №:
№250, (1998)Section
Экономика