Непроходной социальный сериал
Уменьшить налоговую нагрузку позволяет единый вкладМинистерство труда и социальной политики реинкарнировало законопроект «О единой системе сбора и учета вкладов на общеобязательное государственное социальное страхование» и теперь ожидает его принятия. В планах — начать новый год уже с законом. Что касается этого, по словам народного депутата и председателя совета предпринимателей при Кабмине Ксении Ляпиной, есть специальное поручение правительства.
А началось все еще осенью 2002 года, когда был подготовлен и направлен на рассмотрение в ВР первый законопроект из этой серии — «О едином социальном налоге». (Авторы нынешнего варианта отмечают, что это будет именно вклад, а не налог и просят не путать эти два понятия). Причины, которые привели к разработке этого законопроекта остаются актуальными и сегодня — выведение бизнеса и, соответственно, заработной платы из разряда «теневых» в разряд «прозрачных» экономических явлений. Проект в парламенте не прошел. Но буквально через несколько месяцев был представлен новый законопроект «О едином социальном вкладе», а в следующем году — «О едином социальном вкладе и администрировании сбора и учета единого социального вклада». Однако особого интереса парламентариев эти документы, как и три последующих на эту же тематику, не вызвали.
Сегодняшний законопроект, как и предыдущие, предусматривает вместо четырех адресов (Пенсионный фонд, фонды страхования от безработицы, временной потери работоспособности и от несчастного случая на предприятии) единое отчисление с заработной платы на социальные цели, а уже далее государство будет распределять средства по всем необходимым социальным фондам. Что с этого оно будет иметь? Более совершенной будет система учета средств на социальную защиту населения, а следовательно, по мнению авторов законопроекта, государство сможет эффективнее контролировать и управлять этим капиталом. Кроме того, такая реформа, в частности, должна содействовать сокращению теневого сектора заработной платы. Для этого предусматривается уменьшить размер единого социального вклада по сравнению с суммой нынешних социальных отчислений.
По словам заместителя министра труда и социальной политики Елены Гарячей, в этой реформе заинтересованы как работодатели, так и работники. Объяснила она это так: «Для работодателей — это уменьшение административных расходов, для работников — прозрачная система: сколько ты заплатил, столько ты и получишь, потому что будет вестись персонифицированный учет». Государственный реестр социального страхования будет содержать информацию о плательщиках единого социального вклада и реестре застрахованных лиц в виде электронных документов, утвержденных электронными подписями. Кроме того, по словам Гарячей, в случае утверждения этого законопроекта будет введена накопительная система пенсий и соцвыплат, которые будут начисляться с учетом данных единой электронной базы. Заместитель министра считает эту систему довольно эффективной и действенной: «Каждый застрахованный человек будет иметь накопительный счет, который будет его собственностью. С удостоверением социального страхования можно будет в любой момент проверить отчисления на личный счет». Гарячая подчеркивает, что правительство внесет этот законопроект в Раду до первого декабря и тогда введение накопительной системы возможно уже в 2008 году. По мнению Гарячей, уже в следующем году в социальный фонд должно поступить около ста миллиардов гривен.
В то же время Минтруда сориентировано на то, чтобы уменьшить нагрузку на работодателей. Как один из вариантов, предлагается перераспределить отчисления с заработной платы: уменьшить долю работодателей и увеличить — наемных работников. Вместо нынешних 38% работодатель будет платить 29%, а работник 16,4% — вместо 3,5%. Тем временем, в экспертном сообществе даже намерены и далее вести работу в этом направлении. Как отмечает Татьяна Зацерковная, которая вела рабочую группу в Совете предпринимателей Украины при Кабмине по вопросам единого социального вклада и упрощенного налогообложения, считает, что следует «распределить давление на Фонд оплаты труда между работодателем и наемным работником». «Если ставка единого социального вклада будет составлять приблизительно 34%, то 17% будет платить работодатель и 17% — работник, — объясняет она и прибавляет, — больше платить в социальные фонды придется не только наемным работникам. Для предпринимателей этот законопроект предусматривает, что облагаться будут суммы их доходов, и при этом сумма единого социального вклада не может быть меньше суммы минимальной заработной платы». Максимальная величина вклада будет составлять 15 прожиточных минимумов.
Остается дождаться, будет ли иметь этот законопроект успех в парламенте. Ведь не исключено, что и он пополнит ряды своих «старших братьев».
Выпуск газеты №:
№183, (2006)Section
Экономика