Ни дружбы, ни эффективности...
Пять выводов от «Дня», составленных по результатам ежегодного собрания акционеров газового монополиста![](/sites/default/files/main/articles/02072013/6gazprom.jpg)
Выступая вчера на газовом саммите в Москве, президент России Владимир Путин, очевидно, находился под впечатлением явного проигрыша «Газпрома» в судебном споре с немецкой компанией RWE. Ведь решение арбитража создало прецедент и для других компаний-потребителей газа, добивающихся не просто снижения цены газа, но и изменения формулы, по которой производится расчет этой цены. Собственно, этого же добивается от «Газпрома» и Украина. И Путин (эксперты с немалой долей вероятности называют его главным акционером монополиста, но вчера он выглядел еще и главным проплаченным лоббистом) придумал для него, казалось бы, неоспоримую «отмазку» на все судебные иски. «Речь идет о попытках продиктовать экономически неприемлемые для производителей условия поставок трубопроводного газа, о желании изменить принципы поставок газа на основе долгосрочных контактов, «отрезать» контрактные цены от стоимости нефти и нефтепродуктов, — убеждал участников форума президент РФ и продолжил, явно имея в виду Украину: — снизить уровень обязательных к отбору объемов газа».
Нетленная фраза «спаси меня Бог от таких друзей, а с врагами я как-нибудь сам разберусь» как нельзя лучше помогает нам осознать итоги годового собрания акционеров российского «Газпрома», завершившегося в минувшее воскресенье, понять настрой руководства газового монополиста, а, следовательно, и российского государства в целом по отношению к нашей стране.
№ 1 «НЕТ ПАРТНЕРОВ, ЕСТЬ ДРУЗЬЯ»
Интересно, что в риторике главы «Газпрома» Алексея Миллера по-прежнему нет ни украинских партнеров, ни украинских клиентов или потребителей, ни украинских транзитеров, а только «украинские друзья», о которых, как велел когда-то президент РФ Борис Ельцин, следует думать каждый день и с самого утра...
Этот завет, как мы на днях имели возможность убедиться, выполняется. О чем, например, может свидетельствовать обещание, что «Газпром» пока не будет требовать от Украины уплаты $7 миллиардов за недобор газа. Отвечая на соответствующий вопрос, Миллер сказал: «Сегодня мы никаких шагов не планируем предпринимать. Дальше видно будет». Даже и наивному ясно, что тут не просто угроза, а острый нож где-то за пазухой, который будет извлечен оттуда в подходящий для этого момент. «Что касается закупки российского газа, то в нашем контракте есть условие «бери, или плати». Это обязательство распространяется на «Нафтогаз Украины». В дальнейшем мы будем с ним взаимодействовать исходя из этого положения контракта», — сказал Миллер, не указав, когда именно начнется для Украины это «прекрасное далеко».
Имидж российских «друзей» Украины, на первый взгляд, поддерживается решением в очередной раз выдать нашей стране авансовый платеж ($1 миллиард) для закупки российского газа и наполнения им украинских подземных хранилищ. Но при этом Миллер не преминул попугать Европу тем, что «украинские друзья» тянут с закачкой газа в ПХГ. И, соответственно, возникают риски транзита российского газа через Украину. (Между строк — намек, что, мол, риски вызваны свойством Украины «воровать» из своей трубы экспортный газпромовский газ.)
№ 2 « ПЛАНЫ»
На этом, собственно, и заканчивается весьма сомнительный, но как бы позитив «Газпрома» в отношении Украины. «Дальше даты 1 января 2015 года мы авансировать наших украинских коллег в счет оплаты за транзит не будем», — подвел Миллер черту сотрудничеству. Выходит, в планах «Газпрома» после этой даты нет и транзита газа в Европу через территорию Украины. «Продолжением развития сухопутных маршрутов на Запад с целью повышения надежности поставок может стать газопровод «Ямал-Европа-2», — убеждает Миллер, — необходимость и возможность строительства которого мы обсуждаем с нашими зарубежными партнерами и потребителями».
Напомним, что предложения «Газпрома» предусматривают строительство газопровода на территории Польши от белорусской границы до Словакии. Однако, по заявлению премьер-министра Польши Дональда Туска, польская власть не поддерживает идею строительства еще одного газопровода в обход Украины, который мог бы проходить через территорию Польши в рамках проекта. По его словам, Польша не заинтересована в дополнительных поставках газа из России, поскольку хочет уменьшить свою энергетическую зависимость от россиян.
№ 3 «БЛЕФ»
На собрании акционеров «Газпрома» прозвучало и еще одно явно недружественное по отношению к Украине откровение Миллера. «Украина говорит, что в ее ПХГ можно хранить газ. У «Газпрома» есть опыт, опыт сугубо негативный по закачке в ПХГ Украины», — не вдаваясь в подробности и не оперируя фактами, сказал Миллер на пресс-конференции после собрания. «Мы для себя поняли, что никогда ни при каких условиях не будем закачивать газ в ПХГ Украины... Какие бы выгодные условия Украина не предлагала», — добавил он.
Напомним, у «Газпрома» нет собственного парка подземных хранилищ, которые могли бы служить демпфером при одновременном снижении температур в Европе и в России, и соответствующем резком росте спроса на газ. Так что от украинских хранилищ ему бы не стоило так скоропалительно отказываться. И это в «Газпроме», безусловно, хорошо понимают. Его явно недружественный шаг вызван, конечно, желанием противостоять намерениям Украины и Европы построить на базе украинских ПХГ мощный газовый хаб, позволяющий наладить бесперебойное обеспечение стран ЕС природным газом.
№ 4 « ПРЕТЕНЗИИ»
Миллер подтвердил это предположение, показав, как сильно он раздосадован тем, что между Украиной и Россией сейчас практически не ведутся переговоры о создании консорциума для управления украинской газотранспортной системой, которая включает и ПХГ. Причем, на самом деле ему нужна не столько украинская ГТС, сколько газовые хранилища. «Оснований для ведения переговоров по консорциуму нет, — говорит он. — Чтобы вести переговоры предметно, необходимо внести изменения в украинское законодательство, необходимо внести изменения в десяток законодательных и нормативных актов Украины. До сегодняшнего дня это не сделано».
№ 5 « УГРОЗЫ»
Беспочвенны и наскоки Миллера на попытку Украины диверсифицировать поставки газа с помощью реверса. «Что касается реверса... Украина не имеет права распоряжаться российским газом в трубе на территории Украины как своим, поэтому любой виртуальный реверс является противозаконным, — пригрозил Миллер. — Исходя из этого, мы анализируем и складываем ситуацию. По результатам этой работы будем действовать дальше, если шаги Украины по реверсу будут противозаконными и станут противоречить тем договорам, которые у нас с ними заключены». Он уточнил, что «Газпром» будет предпринимать соответствующие действия, если шаги Украины будут противозаконны. Но этого, собственно говоря, никто еще не доказал.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Где следует искать ключ ко всему, что прозвучало на ежегодном собрании «Газпрома»? Явно видно, что Украина ему больше не нужна. Забудем Украину, транзитное значение которой будет равно нулю, уверяют Россию чиновники «Газпрома». И как хвост, которому иногда удается руководить собакой, «Газпром» сейчас, как некогда «Дженерал Моторс» в США, небезуспешно пытается определять национальные интересы России. Он постепенно ведет ее к финансовому краху, вымывая ресурсы на строительство бесперспективных, чрезвычайно дорогих и, главное, совершенно не эффективных газопроводов в обход Украины. Известный исследователь Михаил Корчемкин пишет: «В 2012 году даже неполные затраты «Газпрома» на поставку российского газа в Вайдхауз через Nord Stream оказались вчетверо выше затрат на старом маршруте через Украину и Словакию. В 2020 году разница составит более миллиарда евро. Даже по истечении транзитных контрактов Газпрома со Словакией и Чехией «национальное достояние» продолжит ежегодно платить на 0,8 млрд. евро больше, чем на украинском маршруте».
КОММЕНТАРИЙ
Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ центра Nomos:
— Мы в очередной раз стали свидетелями применения технологии работы «Газпрома» на постсоветском пространстве. Это слегка подновленная хрущевская «кузькина мать». И в целом доклад Миллера на собрании показал, что «Газпром» живет в каком-то своем мироощущении. О многом говорит сам доклад Миллера «Лидерство и эффективность». Тут ошибка явно по Фрейду: чего реально недостает, о том и говорю. Ни лидерства, ни эффективности у нынешнего «Газпрома» не наблюдается. Ни по объемам добычи газа, ни по эффективности использования средств. Теперь пытаются хвастать запасами газа в недрах. Но важно иметь его не там, а в трубах.
Сейчас США стали лидером №1 в мире, хотя еще лет пять тому назад этого никто и прогнозировать не мог. Об эффективности также не приходится говорить, учитывая, как деформирована инвестиционная стратегия «Газпрома». Она нацелена в основном на трубопроводные проекты, чья экономическая целесообразность сомнительна для всех, кроме самого «Газпрома» и, соответственно, Владимира Путина.
У концерна недоинвестированы системы газодобычи и подземного хранения газа. Монополист любит манипулировать цифрами. В частности, согласно заявлениям руководства «Газпрома», он в прошлом году продал 151 миллиард кубометров газа в дальнее зарубежье. Но посмотрим внимательнее. На самом деле физически из России в прошлом году перемещено в Европу, являющуюся традиционным рынком сбыта, намного меньше. 151 миллиард — отражает также и перепродажи газа, закупленного в Европе, через дочерние и внучатые компании. А физические объемы газа, перемещенного «Газпромом» за границу, по данным Федеральной таможенной службы России, составили меньше 113 миллиарда кубометров. И неслучайно сейчас лидером европейского газового рынка все чаще называют Норвегию.
На огромных просчетах строятся и обоснования для Южного потока. В его рамках реализуется также программа газификации центральных и южных регионов России, что представляют в качестве базового элемента так называемого Южного газового коридора, проходящего по территориям восьми субъектов Российской Федерации. На самом деле таким образом «Газпром» готовит себе запасной аэродром на случай того, что этот проект придется свернуть или существенно пересмотреть. И тогда Южный поток объявят всего лишь одним из направлений программы, направленной, прежде всего, на российский рынок и удовлетворение внутренних потребностей. И начало строительства в самой России еще не говорит о том, что этот проект успешно продвигается. Как известно, правительства Болгарии, Словении, Венгрии пока еще не получили оценок влияния этого проекта на окружающую среду, а Россия — согласия Евросоюза на исключение Южного потока из третьего энергопакета, без чего его экономическая целесообразность почти нулевая. Это в докладе опустили, что свидетельствует о том, что позиции «Газпрома» слабы и уязвимы.
И не случайно накануне собрания акционеров из «Газпрома» прозвучали упреки в адрес Украины. Они адресовались множеству акционеров, но мы-то понимаем, кто среди них основной и главный. Собственные провалы пытались замаскировать украинским вопросом, делая из Украины образ врага: газ не берут, платить штрафы не хотят. Хотя эти цифры ($7 миллиардов за прошлый год и столько же, а то и больше, за нынешний) — необоснованны и являются всего лишь своеобразной однобокой политической трактовкой газовых контрактов 2009 года. Заодно это еще и конфетка для акционеров, особенно потенциальных: смотрите, сколько еще мы можем получить от одной лишь Украины.
Не прозвучало в докладе Миллера и такое ключевое слово, как реформа газового сектора России. Его, конечно, напрасно было бы ожидать из уст корпоративного иерарха. Прозвучать оно могло бы разве что из правительства или из Кремля. Дело в том, что интересы «Газпрома» и интересы не только газового сектора, но и всей России — это разные вещи. Так что и отношение к Украине не изменится, разве что могут использоваться какие-то более творческие подходы. Но нельзя не сказать и о символическом решении, принятом накануне собрания «Газпрома» в арбитраже, где российский монополист противостоял компании RWE. Я бы сказал, что этот проигрыш и является основным индикатором «лидерства» и «успешности» «Газпрома».
Виктор БАЛОГА: «Наши друзья и партнеры, как они себя называют, уже три года морочат Януковичу голову с газом. А теперь еще и просят Европу не иметь с нами дел: газ в хранилища закачивать не хотим, консорциум на троих не хотим, и вообще ничего не хотим. А почему, потому что это все наше?
И если оценить отношения с Россией в прошлом, то как-никак, со скрипом, но договориться о газе могли. На фоне сегодняшней «дружбы» Ющенко, а особенно Тимошенко, выглядят просто как брат и сестра ВВП (Владимира Владимировича Путина. — Ред.).
А наш Президент молчит, думает, что пронесет. Я лично сомневаюсь. Потому что вся Европа выигрывает в судах дела против «Газпрома», и только мы молчим за счет налогов с собственного народа. Цена слишком высока, пан Президент. Нужно действовать».
С личной страницы политика на Facebook.com
Выпуск газеты №:
№112, (2013)Section
Экономика