«Никто не читал, никто не видел»
Причиной отмена нормы, которая подняла сельхозпроизводство Украины, послужили фейковые обвинения сельхозпроизводителей, — народный депутатВ Украине начинается сев озимых культур. Закончится ли он во всех регионах к началу октября еще не ясно. Но уже известно, что 4 октября в стране начнется очередная всеукраинская забастовка аграриев, возмущенных отменой специального режима налогообложения по НДС. Об этом заявил в среду журналистам глава аграрной партии Украины Виталий Скоцик.
Между тем уже прошло почти два с половиной месяца с того дня, как премьер-министр Украины Владимир Гройсман призвал Министерство финансов и Государственную фискальную службу разобраться с вопросом возмещения налога на добавленную стоимость аграрным предприятиям и провести проверки в тех компаниях, которые подозреваются в манипуляции налоговыми данными. «Если есть злоупотребления — по ним должен быть результат. И это надо сделать быстро, — сказал Гройсман и добавил: — Не надо всех под одну гребенку».
Тем не менее, результата нет: не разобрались. Зато под одну гребенку у нас умеют — привыкли. С 1 января 2017 года в Украине, согласно новому Налоговому кодексу, отменяется спецрежим НДС для сельскохозяйственных предприятий, введеный еще в 1999 году, и все они переходят на общий режим. Напомним, 16 лет весь начисленный налог аккумулировался на счетах предприятий. Но в декабре 2015 года Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс. В соответствии с ними, операции с зерновыми и техническими культурами облагаются НДС в пропорции: 85% начисленного налога перечисляются в бюджет, 15% остаются в распоряжении предприятия на специальном счете; операции с продукцией животноводства — 20% — в бюджет, 80% — на спецсчет; другие операции с сельскохозяйственной продукцией — 50 на 50. Аграрии неоднократно заявляли, что три уровня налога усложняют администрирование, что может повлечь за собой отказ части предприятий от уплаты НДС, и призывали Кабмин вернуть действовавшие ранее льготы.
Заместитель директора департамента налогов и сборов юридических лиц ДФС Станислав Бескидевич как-то странно объясняет идеологию отмены спецрежима для аграриев. По его словам, льготы использовались недобросовестными плательщиками налогов для уклонения от налогообложения. «Поэтому государство, — сказал представитель ДФС, — с подачи международных партнеров, оценивая целесообразность/нецелесообразность, пришло к такой мысли, что на данном этапе у нас нет возможности привлекать средства, а сельхозпроизводители за этот период, по сути, не аккумулировали эти средства для развития, а в большинстве случаев использовали в процессе уклонения от налогообложения».
Отвечая налоговику, председатель Всеукраинского аграрного совета Андрей Дикун отметил: «Не рассказывайте нам сказки. Украина стала третьей в мире по объемам производства продовольственной продукции, а вы говорите, что спецрежим ничего не дал. Мы живем не для международных партнеров — Международного валютного фонда, мы живем для Украины. Нельзя считать последствия (отмены спецрежима) только на один год. Нужно знать, какие последствия будут после таких решений в кавычках на макроэкономическом уровне. И Министерство экономики считает и подтверждает расчеты ассоциаций, а Минфин говорит: нет, у нас свои расчеты, и они правильные». Дикун уверен, что действия Минфина принесут только вред экономике страны и требует, чтобы в этом случае те, кто их выдвигал и отстаивал, понесли строгую ответственность.
Мифы, сложившиеся вокруг аграриев опровергает народный депутат, член Комитета ВР Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений Николай Кучер. Это не правда, что аграрии просят каких-то льгот или не хотят платить налоги, говорит он и приводит примеры, когда они выступали с предложением увеличить фиксированный налог с 7 гривен на гектар до 121 гривни, чтобы улучшить финансовые возможности сельских советов. Они же легко согласились на увеличение фиксированного налога в 38 раз. И эти средства формируют от 40 до 70% бюджетов сельских громад. А главный миф, по словам народного депутата, заключается в том, что спецрежим использовался для каких-то схем. Но за последние два года мы нигде в прессе не прочитали, о разоблачении такой схемы для ухода от налогообложения. «Никто об этом не читал, и никто не видел», — отмечает Кучер.
Директор департамента финансово-кредитной политики Минагрополитики и продовольствия Баграт Ахиджанов подчеркивает: «Если смотреть исключительно на ситуацию в отрасли АПК, то лучше всего оставить специальный режим НДС». А директор департамента животноводства Минагропрода Николай Кваша прогнозирует последствия отмены спецрежима: «Количество поголовья в сегменте частных хозяйств будет серьезно падать».
Ахиджанов рассказывает о дискуссиях в рабочей группе, занимавшейся этим вопросом. За спецрежим выступали все, кроме Минфина, а он преимущественно отмалчивался. Но в конечном итоге в его предложениях не было и упоминания о необходимости внести изменения в Налоговый кодекс, который отменяет спецрежим с 1 января будущего года. Директор департамента рассказал о вариантах, которые обсуждались рабочей группой.
Первый предусматривал полную отмену спецрежима для всех аграриев, второй — возврат к 100% аккумуляции НДС тоже для всех, третий — оставить спецрежим НДС для животноводов, садоводов и овощеводов, а четвертый — снизить ставку НДС для всех агропроизводителей. «Если взять второй вариант, который мы просчитываем для АПК, нивелируется падение, особенно по отрасли животноводства, которое мы имеем на сегодня. Если взять третий вариант, будет небольшой рост по животноводству, около 1%. И если взять баланс по поступлениям бюджета, то расходы бюджета будут сбалансированы с доходами», — отметил специалист.
Народный депутат, член Комитета ВР Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова отмечает, что на минувшей неделе министр финансов презентовал на заседании комитета изменения в Налоговый кодекс. По ее словам, там нет ничего, что свидетельствовало бы о возможности возврата к спецрежиму по НДС для аграриев. В беседе с министром, она пересказала ему мнение сельхозпроизводителей, с которыми встречалась во время поездок по регионам страны. Они надеются, если Минфин не внесет в Налоговый кодекс нормы по возобновлению спецрежима в полном объеме для животноводства, садоводства и овощеводства, то это сделают народные депутаты.
Однако Острикова в этом сомневается. Она призывает все ассоциации, аграрный бизнес объединяться с народными депутатами, которые готовы отстаивать пока еще действующие нормы. «Поскольку мы можем потерять гораздо больше, чем какие-то временные недопоступления в бюджет», — уверена народный депутат. Отвечая на вопрос «Дня», она также отмечает, что никто из депутатов не видел меморадума с Международным фондом и не читал в нем обязательств Украины (которыми оправдывают свои действия в Минфине) ликвидировать спецрежим для аграриев. «Текст этого документа от нас скрывают так же, как и от вас, — говорит она, — его можно было бы обнародовать, «рассекретить», если бы законодательно закрепить за ним статус международного договора, который должен быть ратифицирован парламентом». «Но вряд ли за это сегодня проголосует парламент», — добавляет Острикова.
Однако народный депутат от БПП Кучер говорит, что был бы за такое решение. А его коллега по фракции Леонид Козаченко вообще отмечает, что Украина могла бы уже согодня отказаться от финансовой помощи МВФ и перечисляет многомиллиардные собственные источники и для покрытия дефицита бюджета, и для развития аграрной и других сфер экономики.
P. S. ГФС не ждет, что в случае отмены спецрежима налогообложения для аграриев они начнут платить больше, пишет «Экономическая правда». Минфин рассчитывает на поступления от сельхозсектора в объеме 29,6 миллиарда гривен, ГФС ожидает всего 17,2 миллиарда гривен.
Выпуск газеты №:
№166-167, (2016)Section
Экономика