Низкие тарифы и их последствия
Комиссия Министерства жилищно-коммунального хозяйства обнародовала результаты проверки ОАО «Киевводоканал» (ее инициатором выступило объединение профсоюзов компании). Они оказались весьма неутешительными: более 800 километров (31%) канализационных сетей полностью изношены и нуждаются в немедленной замене, а ситуация на Бортницкой станции аэрации близка к катастрофической.
«Если в течение 16 лет ни копейки не вкладывалось в реконструкцию сетей или в капитальные ремонты, то, конечно, за этот период сети станут непригодными», — говорит генеральный директор «Киевводоканала» Ярослав Филатов. Но самая главная проблема предприятия — долг, который будто бы перед ним накопила городская власть. В чем суть вопроса, «Дню» объяснил заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Александр Мазурчак: «Экономически обоснованный тариф для предприятия «Киевводоканал» сегодня составляет 2 гривни 82 копейки. Эта цифра подтверждена аудитом и отделом цен. Но из-за политических баталий прошлых лет, решением Киеврады установили тариф в размере 1,48 гривни. В действительности любой городской совет может устанавливать тариф ниже себестоимости, но тогда по закону она должна компенсировать эту разницу, которая составляет 370 миллионов гривен». Это в свою очередь потянуло долги компании за энергоносители. А вот первый заместитель председателя КГГА Анатолий Голубченко утверждает, что у городской власти нет оснований выплачивать такую сумму «Киевводоканалу».
Если нет денег — не будет и ремонтов, говорят в компании. «Сегодня тариф даже в 2 гривни 82 копейки для «Киевводоканала» уже не покрывает себестоимости. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года нынешние расходы на электроэнергию возросли на 4 миллиона гривен, или на 51%», — объясняет Филатов. При таких темпах уже через квартал о ремонтных работах можно забыть, потому что зарплату и налоги никто не отменял.
Следующая обнаруженная комиссией проблема, — неудовлетворительное техническое состояние главного канализационного коллектора (длиной 9,8 километра), эксплуатируемого уже 38 лет. Остановить его на ремонт или хотя бы на качественное обследование невозможно. А значит, киевляне ежегодно становятся свидетелями порывов. Сегодня в городе строят другой коллектор, но за 16 лет построили целых 27% от запроектированного. Поэтому для его введения в эксплуатацию требуется не менее 900 миллионов гривен и десять лет, подводит итоги представитель министерства. Но Голубченко уверяет, что городская власть сделает все возможное, чтобы запустить коллектор в 2010 году (как того требует программа реконструкции инфраструктуры к Евро- 2012). Не принимает столичная власть и упреков в отсутствии проекта реконструкции Бортницкой станции. Он существует, но сейчас его прорабатывают с учетом мирового опыта. Это позволит уменьшить расходы до объема, который по старому проекту планировалось выделить только на первый этап работ, объясняет Голубченко.
Выпуск газеты №:
№96, (2008)Section
Экономика