Перейти к основному содержанию

Новая электронная система администрирования

Какие шансы у малого и среднего бизнеса на возмещение налога на добавленную стоимость?
01 июля, 10:47

В Украине начинается реформа Государственной фискальной службы. На прошлой неделе премьер-министр Украины Арсений Яценюк проводил по этому случаю совещание с налоговиками и, в частности, потребовал от их руководства обеспечить прозрачную и понятную систему возмещения налога на добавленную стоимость компаниям-экспортерам. «Возмещение НДС должно быть прозрачным и понятным и в «автомате», и в так называемом ручном режиме. Нужно, чтобы руки правильно писали цифры», — сказал премьер. Он также отметил, что с 1 июля начинает действовать на постоянной основе новая система электронного администрирования (СЭА) НДС, поэтому должна быть внедрена и новая система возмещения этого налога.

НЕ ПРОСТО УЧЕТ

Что и говорить, указания правильные. Вопрос лишь в том, должна ли ГФС создавать систему сама под себя. Второй, еще более острый вопрос задают сами бизнесмены и бухгалтера: выдержала ли новая электронная система, о которой говорит премьер, экзамен во время тестового применения и готова ли она к тому, чтобы эффективно работать на постоянной основе? Правительство эти вопросы проигнорировало. Дело в том, что СЭА — это не просто учет. Ее внедрение означает, что плательщики НДС с 1 июля будут обязаны обеспечивать регистрацию налоговых накладных живыми деньгами, то есть нести дополнительные непроизводительные затраты. И не случайно в законе об изменениях в Налоговый кодекс Украины (№71-VIII), принятом в конце декабря 2014 года, Кабмину было поручено провести анализ эффективности работы этой системы в переходной период и проинформировать о результатах. Тем не менее, никакого публичного отчета не последовало. Похоже, правительство, несмотря на постоянно звучавшую критику в адрес намерения ввести электронные НДС-счета и накладные, в СЭА стопроцентно уверено.

Совершенно другие оценки звучат в предпринимательской среде. В тот  же день, когда премьер учил налоговиков «правильно писать цифры», украинские бизнесмены, эксперты и народные депутаты были вынуждены «вместо правительства» анализировать первые итоги работы СЭА.

Забегая вперед, можно сказать, что они оказались неутешительными. Вице-президент УСПП Юлия Дроговоз представила итоги репрезентативного (1 822 респондента) опроса бизнеса по результатам работы СЭА в тестовом режиме. (В исследовании, кроме УСПП, принимали участие Конфедерация строителей Украины и ряд других заинтересованных организаций.)

ПЛОХИЕ ОЖИДАНИЯ И ХОРОШИЕ ОБЕЩАНИЯ

82% участников опроса считают, что во время переходного периода затраты труда на работу в этой системе не сократились, как намечалось, а существенно выросли. 78% отмечают, что в результате введения СЭА понесли финансовые потери (лишились налогового кредита, получили штрафные санкции от контрагентов и ГФС и т.д.). 52% респондентов ожидают вымывания оборотных средств (от 0,3 до 17% оборота плательщика). 31%, чтобы не допустить замораживания средств, намерены пойти на нарушение сроков регистрации налоговых накладных или даже приостановить свою деятельность до отмены СЭА.

Больше трети опрошенных предлагают или вообще отменить СЭА, или изъять нормы по депонированию средств и ограничения регистрационной суммы по формуле. Респонденты также отмечают наличие в этой системе методологических разночтений, сбои в работе сервера ГФС, «зависание» программного обеспечения, низкое качество программы М.Е.dок, проблемы с контрагентами, работающими с другим программным обеспечением, трудности с обработкой большого количества налоговых накладных. Опрошенные также отмечали случаи двойной уплаты НДС и невозможность вернуть лишние деньги, которые попали на электронные счета и в бюджет.

Тем не менее, народный депутат, заместитель главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий успокаивает: в СЭА «есть определенная проблематика, которая учтена или будет учтена законодательными изменениями». Проблемой, по его мнению, являются заявления предпринимателей о том, что они «не видят формулы и не видят расчета». Он обещает это учесть, внести изменения в соответствующий закон и критикует ГФС за то, что та не создала своевременно кабинеты налогоплательщика.

Журжий рассказывает, что депутаты в рамках заседаний комитета и в ходе споров с налоговой пытались найти компромисс в этом вопросе. На этот счет, по его словам, есть предварительное решение. Он также выступает за то, чтобы с внедрением СЭА компенсация НДС стала автоматической, без всяких проверок. «Пусть и не сразу, а через полгода, через год, с 1 января 2016 года, но должна быть предусмотрена», — отмечает народный депутат. Однако он не поддерживает предложения о переносе введения СЭА на полгода и соглашается только с месячной отсрочкой.

ЯДЕРНАЯ БОМБА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Очень образно и бескомпромиссно охарактеризовал проблемы, образовавшиеся у бизнеса в связи с введением СЭА, народный депутат (БПП) Александр Кирш. «По своим катастрофическим последствиям то, что может начаться с 1 июля, это ядерная бомба экономического характера. Ее последствия будут даже страшнее войны с Россией. Если бы... прислушались не только ко мнению сверху, но и к мнению менеджеров предприятий и бухгалтеров, налоговиков на местах, то была бы несколько иная картина, чем та, к которой нас теперь приучают», — говорит Кирш.

По его словам, более 50% руководителей предприятий и бухгалтеров, с которыми он встречался в регионах страны, уже сейчас намерены отказаться от перечисления средств в обеспечение налоговых накладных по НДС или остановиться до отмены этой системы. «Я лично сравниваю тот вариант счетов, которые хотел ввести Азаров, — говорит Кирш, — и тот, который может войти в действие с 1 июля, и констатирую: то, что сейчас — это хуже. Я сожалею, что в свое время боролся со счетами Азарова, которые были лучше по отношению к бизнесу».

Перейдя к конкретике, Кирш отмечает, что платить НДС сразу, а не тогда, когда наступит срок платежа, — «это, говоря словами Пушкина, маленькая трагедия». «Это не самое страшное, что внесенный однажды НДС, который мы еще не получили, согласно формуле, вычитается из налогового кредита, — отмечает Кирш, — и его фактически нужно внести второй раз. Но это мелочь, — примерно то же самое, как если бы накануне казни у вас спрашивали, какого цвета вы хотите веревку». «А куда девать отрицательные остатки? — спрашивает депутат. — Будут они учитываться отдельно или вместе, в какой строчке, по какой формуле, по какой форме?»

Кирш задает макроэкономический вопрос: «Где предприятия, которые  раньше их не платили, возьмут эти 20%? Можно считать, что эти деньги украдены у государства. Но я напомню, что они сначала созданы, а потом отданы государством своим рабочим в условиях нулевой рентабельности». Кирш считает, что «даже те предприятия, которые преступно не платят НДС, пользуясь налоговыми ямами, и которых в стране около половины, делают это для того, чтобы выжить, потому что у них рабочие места и надо платить зарплату».

«Когда в середине июля все поймут, что СЭА пора отменять или отложить хотя бы на полгода, у Верховной Рады начнутся каникулы. И эту систему придется терпеть до сентября.  Так что для принятия решения у нас всего один день — 30 июня. Но ни Минэкономики, ни Минфин не дают макроэкономического анализа последствий введения НДС-счетов. (По словам народного депутата, руководство этих и других ведомств в стране никто не координирует — «нет единого центра».) В сочетании с тем, что происходит с насаждением регистраторов расчетных операций, можно говорить о новом проекте «Комплексное умерщвление бизнеса», — подытоживает Кирш.

Не менее резкие оценки можно было услышать и от другого законодателя — Александры Кужель. Говоря о внедрении регистраторов, она спрашивает, кто на этом заработает. И отвечает: «Заработают прибежище оффшоров Сейшелы и Донецк. А бюджет? Ноль!» «Проведение реформ — это у нас такая же коррупция, как и все остальное. Когда вас готовят к операции, то предупреждают — будет больно. И вы можете к этому как-то настроиться. Но когда всей стране больно, и операция не в одном месте, то это бунт. Тарифы, неиндексация пенсий. Но уже готовится индексация налогов, вводятся кассовые аппараты и система электронного администрирования. Мы сделали анализ: у нас возмещение НДС получают только олигархи. Малый и средний бизнес не имеют на это ни одного шанса», — говорит А. Кужель.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать