Новая песня о «старом» консорциуме
Эксперты: Украине теперь сверхважно сохранить статус-кво своей ГТСПравительство опять взялось за реанимацию газового консорциума на троих. «Мы планируем возобновить переговоры о создании трехстороннего консорциума при участии европейской стороны и обеспечении абсолютно прозрачных условий прокачки и управления нашей газотранспортной системой», — рассказывал о планах премьер-министр Николай Азаров. Правда, неизвестно, как можно построить консорциум по прозрачным европейским правилам, когда один из его участников — и добывающая компания, и транзитер, и продавец. Для непосвященных в детали напомню, что согласно третьему энергопакету ЕС, его участники не имеют право создавать подобные образования с компаниями, сочетающими в себе три вышеупомянутых роли. А, как известно, «Газпром», который, вероятнее всего, и должен выступить партнером Украины и ЕС, — это яркий пример подобного триединства. Еще одно. На этот раз старая-новая консорциумная идея в правительстве — как шаг, который поможет уценить российский газ для Украины. «Цена на газ для Украины может быть установлена на уровне среднеевропейских цен», — заверил Николай Азаров.
Возможен ли газовый консорциум по управлению украинской ГТС в ближайшее время? И чем все это закончится? Об этом «День» спросил у экспертов.
«КОГДА ЕСТЬ ТЕНДЕНЦИЯ К УЦЕНКЕ ГАЗА В ЕВРОПЕ, НЕ СТОИТ СЛОМЯ ГОЛОВУ БЕЖАТЬ СДАВАТЬСЯ РОССИИ»
Александр ТОДИЙЧУК, президент международной общественной организации «Киевский международный энергетический клуб» («Q-Club»):
— Большинство экспертов говорят, что через 2—3 года цена газа в Европе упадет до 250—280 долларов за тысячу кубических метров. То есть все страны ЕС без создания ГТС придут к уценке, которую мы получим от России с определенными жертвами. О чем я говорю? Во-первых, участие россиян в консорциуме значительно усложнит реверсные поставки газа через Польшу, Словакию и Венгрию. Во-вторых, могут возникнуть проблемы и с транспортировкой добытого в Украине газа «Шелом» и «Шевроном». В-третьих, Россия не заинтересована в появлении газового хаба (площадки для торговли газом) в Украине. Поэтому, получив меньшую цену от «Газпрома», автоматически столкнемся с осложнениями развития ряда диверсифицированных проектов. Поэтому нужно идти избранным путем и не попадать в излишнюю зависимость от россиян. Иначе получим аналогичный Харьковским соглашениям результат: временную газовую скидку и через определенное время — еще большую цену. На мой взгляд, когда есть тенденция к уценке газа в Европе по объективным факторам, то не стоит сломя голову бежать сдаваться России. Сейчас завершается строительство терминала сжиженного газа в Польше и еще некоторые начинают строиться. Со следующего года начнет поступать сланцевый газ из США. Кроме того, страны ЕС пытаются отойти от потребления природного газа и перейти на другие виды топлива. Поэтому есть предпосылки для гарантированной уценки газа на европейском рынке, и это можно использовать для реэкспорта газа. У нас же спешат сдаться, не дождавшись закрепления позитивных тенденций на европейском рынке. Это дает ситуативный эффект уценки газа на полгода-год, а дальше опять будет ценовой шок.
«НИКАКОГО УДЕШЕВЛЕНИЯ ГАЗА НЕ БУДЕТ»
Владимир ОМЕЛЬЧЕНКО, директор энергетических программ Центра Разумкова:
— Происходит манипуляция. Ведь создание подобного консорциум при участии ЕС будет проблематичным. Кроме того, никакого удешевления газа не будет. Ведь речь идет только о скидке на стоимость газа переданной РФ в рамках консорциума части украинской ГТС. Чистой воды манипуляция общественным сознанием и подмена понятий. К тому же она абсолютно бессодержательна. Почему? Газовые консорциумы создают, когда строят новые объекты. Но их целесообразности нет, когда объект уже существует и работает. Зачем консорциум по управлению ГТС, которой мы самостоятельно эффективно управляем уже 22 года? Неужели мы сами не сможем ею управлять и дальше? Эта идея еще имела бы какой-то смысл как альтернатива строительству «Северного потока». Но он уже построен и стартовал «Южный поток». Поэтому где логика? На мой взгляд, она заключается в том, что под видом создания газотранспортного консорциума люди в украинском правительстве лоббируют интересы Российской Федерации, чтобы она взяла под полный контроль всю украинскую ГТС и газовый рынок, и при этом рассказывают населению басни о дешевом газе в обмен за это.
Как действовать дальше? Реальный механизм единственный — судебные решения в Стокгольмском арбитраже. Другие сценарии газового компромисса Россия не поддержит, потому что фактор газа — это метод политического давления в геополитических интересах последней. Могут возникнуть новые газовые посредники с дешевым российским газом. Впрочем, в таком случае мы опять поменяем шило на мыло. Ведь выгоду извлекут бенефициары газовой схемы, а не промышленность или население. А после работы такого посредника и временного послабления цены следует ожидать более тотальной монополизации рынка, за которую будет расплачиваться потребитель. Поэтому Украине важно сохранить газовый статус-кво и не рассчитывать на новогодние подарки «Газпрома». Сейчас он может поднести Украине лишь данайские дары. Это не благотворительная организация. За благотворительность «Газпрома» Украина всегда платила большую цену. Дальнейшее развитие газовых событий передать сложно, но поскольку власть интересует прежде всего результат президентских выборов 2015 года, то она способна продать стратегические интересы за кредиты, погашение которых переведут на общество. Это позволит удержать финансовую ситуацию в стране и переизбраться.
Выпуск газеты №:
№231, (2013)Section
Экономика