Новая старая цель
Возродится ли у государства интерес к инновационной деятельности?
Технологии, а точнее, их внедрение в производство, развитие суперсовременных разработок и организация торговли чувствительными ноу-хау все еще остаются призрачной целью украинской власти. Вернее, всех прежних властей, поскольку это благое дело не сдвигается с места уже, как минимум, в течение десятилетия. Это все то, что принято называть инновационной политикой государства.
Однако события сентября свидетельствуют о возрождении интереса к технологиям и ускорению инновационных процессов в стране в целом. Парламент в начале сентября принял Закон «О государственном регулировании деятельности в сфере трансферта технологий», хотя от принятия его в первом чтении до окончательного утверждения дистанция оказалась довольно длинной — полтора года. Зато теперь в Кабмине может появиться новый и весьма интересный комитет, главной целью которого станут технологии.
Хотя эксперты в области инноваций и технологий отмечают, что Украина имеет шанс войти в мировой рынок как раз за счет интеллекта и технологий, на практике все обстоит весьма сложно. Эффективность коммерциализации и внедрения в производство технологий в течение ряда лет наталкивалась на отсутствие механизма взаимодействия между разработчиками технологий и экспортерами. В стране традиционно отсутствовал координатор, способный свести воедино запросы внутренних заказчиков, возможности разработчиков и производителей, целесообразность экспорта таких разработок, а также перспективы для самого государства, или, иными словами, эффект от реализации таких проектов.
Специалисты по технологиям отмечают необходимость прорыва на нескольких фронтах. Во-первых, необходимо создание условий для внутренних и иностранных инвестиций в разработки и их внедрение в производство. Во-вторых, не обойтись без формирования внутреннего рынка в лице различных министерств, банков, структур со смешанной формой собственности. В третьих, важно закрепление правил игры при экспорте технологий, особенно военного и двойного назначения. И, наконец, необходимо развить интерес у венчурного капитала, который традиционно в мире выступает генератором внедрения технологий в конкретное производство.
Принятие Верховной Радой решения дать зеленый свет коммерциализации технологий может во многом расширить шансы Украины в этой сфере. Однако лишь в том случае, если будут на практике реализованы его положения. Среди прочего, новый закон призван уделить должное внимание патентованию научных результатов ученых, большая часть которых, оставаясь невостребованной внутри страны, публикуется в открытых изданиях или непосредственно передается иностранным коллегам — бесплатно или за мизерные деньги.
Если говорить о части разработок, которые принято называть технологиями военного и двойного назначения, то к ним давно проявляют интерес не только государственные уполномоченные структуры (например, спецэкспортеры), но и частный капитал. А именно: акционерные банки и негосударственные компании, которые в свое время на основе аккумулирования интеллектуального потенциала создали научно-промышленные структуры, обладающие собственными оборотными деньгами или способные привлечь их. Кстати, такие мощные негосударственные структуры, как столичные «Укрспецтехника», Институт автоматизированных систем или «Аэротехника», и ранее принимали участие в выполнении государственного оборонного заказа. Но теперь речь идет о сведении воедино интересов силовых ведомств, возможностей и запросов государства по финансированию конкретных программ, а также интересов инвесторов в рамках этих программ. И расширить спектр разработок за счет специально созданного механизма. На практике это намереваются сделать за счет использования имеющихся оборотных капиталов ряда компаний при обеспечении государственных гарантий частному бизнесу, который примет участие в деле. Так, изюминкой идеи является введение механизма погашения процентов кредита, взятого предприятием (в том числе и государственным) в рамках выполнения определенной государственной оборонной программы. По мнению специалистов оружейного бизнеса, такой механизм дал бы заметный импульс в доведении некоторых разработок, внедрении их в производство и в экспорте технологий. «Как участник определенной программы разработок, «Укроборонсервис» готов нести ответственность за ликвидность создаваемой продукции, причем многие программы призваны решить внутренние задачи оборонного сектора Украины», — отметил директор «Укроборонсервиса» Александр Шарапов, добавляя, что компания имеет интерес к таким разработкам государственного значения, как, например, создание национальной системы распознавания объектов (то есть системы «свой—чужой». — Авт. ), продления ресурса зенитно-ракетной систем С-300. Схожее мнение высказывает и первый заместитель главы правления холдинговой компании «Укрспецтехника» Виктор Рубан, отмечая, что создание механизма погашения кредитов при помощи государства позволило бы компании открыть ряд перспективных работ по внедрению ноу-хау в производство в Украине.
Верховная Рада предусмотрела и варианты поддержки для компаний, намеревающихся внедрить новые технологии. Они смогут рассчитывать на предоставление госгарантий на получение кредитов коммерческих банков, взятых для покупки ноу-хау, а также целевые субсидии от государства. Принимая во внимание отмену в 2004 году льгот для технопарков и предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, такой шаг мог бы оказаться очень кстати.
Украина имеет опыт внутреннего инвестирования чувствительных разработок. Но все реализованные проекты были связаны исключительно с экспортом, и в них принимали участие либо «Укрспецэкспорт», либо Украинская государственная инновационная компания. «Укрспецэкспорт», как правило, финансировал серийное производство, а УГИК — разработку. Среди успешных работ преимущественно новые изделия украинского ОПК, такие, как «Кольчуга» или высокоточные боеприпасы «Комбат». Но главная проблема заключалась в привлечении инвестиций. В тех случаях, когда привлекались иностранные инвестиции (например, в разработки динамической защиты для танков, развитие технологий модернизации ПЗРК, защиты вертолетов от высокоточных средств поражения), у инвесторов рано или поздно возникали проблемы с государством. Специалисты полагают, что потенциальная цифра ежегодных доходов Украины от торговли технологиями двойного назначения оценивается экспертами в $100—150 млн. Кстати, передача технологий становится неотъемлемой частью большинства оружейных контрактов, а традиционные заказчики украинской спецпродукции из Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока все чаще намереваются получить вместе с продукцией доступ к технологиям его производства. Поэтому технологический кусок к традиционному оружейному пирогу, принимая во внимание истощение арсеналов военного ведомства, мог бы стать еще и страховкой для сохранения позиций Украины на мировом рынке оружия.
Выпуск газеты №:
№178, (2005)Section
Экономика