Новости украинско-российской торговой войны
Эксперты советуют правительству провести аудит машиностроительной отрасли и вмонтировать ее в производственные цепи ЕС, Азии, Африки и Латинской АмерикиВозобновление экономического сотрудничества Украины с Российской Федерацией, учитывая опыт стран Балтии и Грузии, может быть сложным и болезненным процессом, который растянется на многие годы. При самом оптимистичном сценарии, приспособление к новым условиям взаимодействия в экономической сфере может занять от двух до пяти лет — в случае прекращения вооруженного конфликта на территории Украины, а также при поддержке со стороны общества и наличия благоприятных внешних факторов. При сценарии внутриполитической дезинтеграции болезненная адаптация может затянуться более чем на пять лет. Такой прогноз сделали специалисты Института стратегических исследований «Новая Украина» в исследовании «Риски и угрозы разрыва экономического сотрудничества с Российской Федерацией».
Презентуя журналистам данную работу, главный советник института Ирина Клименко отметила, что одной из целей ее выполнения было намерение спрогнозировать, что теряет украинская экономика из-за сворачивания отношений с РФ, а также определить, как может развиваться эта тенденция, исследовать существование компенсаторных механизмов, способных помочь украинским предприятиям возобновить производство и промышленный потенциал.
Рассматривая возможности экономики России, Клименко ссылается на оценки, согласно которым эта страна избрала путь изоляционизма и конфронтации с мировой экономикой. Правда, российские специалисты оценивают такой выбор лишь как перспективу и не настаивают на том, что он уже стал реальностью. Однако, как отмечает Клименко, если исходить из того, что относительно Российской Федерации уже применяют санкции такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Япония, Канада, а также такой мощный интеграционный блок, как Евросоюз, то уже сейчас, хотя санкции введены относительно недавно, становится понятным, что этот фактор очень сильно влияет на экономическую ситуацию в этом государстве. Поэтому украинские компании будут иметь слабый спрос со стороны российских предприятий.
«Украинская экономика до сих пор была очень зависимой от экономической динамики в России, — отмечает научный работник, — ведь Россия потребляла украинские товары, и такие отрасли нашей экономики, как машиностроение, демонстрировали синхронную динамику. Другие отрасли или предприятия могли маневрировать: если в России спад, то они находили страны, где был рост, и тем компенсировали свои потери на российском рынке».
Анализируя российскую внешнюю политику относительно Украины, специалист исходит из того, что Украина рассматривается ею как зона своего влияния, и потому любые наши шаги, особенно те, которые способны трансформироваться в плоскости экономических реформ, адаптации и имплементации соглашения об ассоциации с Евросоюзом, будут встречать сопротивление. «И это является очень серьезным вызовом для Украины на несколько следующих лет», — уверена Клименко. Тем более что, по ее мнению, Украина сегодня не имеет другой программы реформ, кроме как программа имплементации соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В то же время у России нет другой цели, говорит экономист, кроме как остановить эту имплементацию.
Характеризуя недостатки украинской экономики, Клименко указывает на то, что украинские предприятия в основном производят не конечную продукцию, а товары промежуточного потребления. И потому их продукция не пользуется спросом на рынках третьих стран. Как следствие, украинские компании становятся очень чувствительными к сворачиванию сотрудничества с Россией. Это обстоятельство должно было бы беспокоить нашу власть. Ведь такие компании, действительно, нуждаются в ее помощи — как в плане привлечения партнеров из других стран, так и относительно поддержки модернизационных проектов и программ. Особенно от сужения сотрудничества с Россией страдают наши восточные регионы, где размещено много предприятий, которые поставляют свою продукцию на российские рынки. В наибольшей степени страдают от этого Луганская и Запорожская области. Однако даже для них часть России является не очень критической, отмечает Клименко, и составляет не более 10%. Тогда как, например, Литва зависит от России намного больше.
«Это свидетельствует о том, — констатирует эксперт, — что статистически рост сотрудничества с Россией для Украины не является катастрофой. При взвешенной, последовательной стратегически ориентированной политике Украина сможет минимизировать убытки от разрыва контактов и кооперации с российскими компаниями». Однако особенно сложным, по ее мнению, является выбор в ходе целенаправленного сворачивания взаимодействия с Россией уже в рамках санкций, которые наше правительство задекларировало. «Воплотить их в жизнь очень сложно, — считает Клименко, — потому что некоторые компании слишком сильно зависят в сбыте и снабжении от соответствующих контактов». Она приводит пример оборудования для нефтегазовой промышленности, на которое многие страны наложили свои санкции относительно России. Но для украинских компаний, которые производят такую продукцию, будет очень трудно отказаться от ее поставок в Россию. «Это будет означать почти полное прекращение работы», — обосновывает свою позицию специалист.
Ее коллега Владимир Лупаций предлагает оценивать ситуацию в терминах экономической войны. По его мнению, невзирая на перемирие на Донбассе, Россия не изменила стратегические подходы. Во всех ее базовых программных документах СНГ и Украина рассматриваются как зона стратегических интересов. «Мы можем ожидать, что в условиях асимметричной экономической взаимозависимости Россия будет максимально использовать этот экономический рычаг, и мы, прежде всего, должны видеть ее цели: доказать за счет экономического давления недееспособность украинского правительства, спровоцировать социально-экономический кризис в юго-восточных регионах нашей страны, катализировать центробежные тенденции в Украине и добиться распада нашего единого экономического пространства».
Что предлагают противопоставить этим враждебным намерениям научные работники? Ими разработаны 10 выводов и предостережений, которые дают ответы на этот вопрос. В них, в частности, указывается, что Россия задействовала еще не все возможные инструменты давления на Украину. Среди них называют отмену режима свободной торговли, давление по линии поставок энергетических ресурсов и в частности ядерного топлива для АЭС. Авторы предупреждают, что в краткосрочной перспективе из-за падения объемов экспорта в Россию изделий машиностроения и пищевой продукции может уменьшиться часть украинской продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Но в ближайшей перспективе будет расти роль аграрной продукции, и на этом следует строить государственную политику.
Авторы отмечают, что одновременно с уменьшением значения для Украины российского рынка сокращается и общая политическая и экономическая зависимость Украины от РФ. Они советуют правительству провести аудит машиностроительной отрасли и всячески стараться вмонтировать ее в производственные цепи ЕС, а также Азии, Африки и Латинской Америки, сосредоточиться на гармонизации систем технической регуляции, контроля качества и европейских стандартов. Наряду с формированием зоны свободной торговли с ЕС, авторы также рекомендуют правительству сохранить украинской продукции доступ к рынкам стран СНГ.
Выпуск газеты №:
№182, (2014)Section
Экономика