Перейти к основному содержанию

О чем договорились в Завидово?

16 ноября, 20:30
ИЛЛЮСТРАЦИЯ С САЙТА NEWTIMES.RU
Начало на стр. 1-я ПОЛОСА

ПАРЛАМЕНТУ ПРЕДЛАГАЮТ САМОУСТРАНИТЬСЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ГТС

Что же касается ответа на второй ключевой вопрос, то власть продолжает упрямо молчать. Поэтому, пока что, остается лишь догадываться, что может уступить Украина России в обмен на дешёвый газ. Ведь мало верится, что Россия добровольно подарит Украине 6 миллиардов долларов (!) ежегодно. Скорее всего, рассуждают в экспертных кругах, власть уступила «трубу». Ведь еще несколько месяцев назад премьер-министр Николай Азаров заявил, что реорганизация «Нафтогазу» может стать весомым аргументом в переговорах с Москвой о пересмотре цены газа. Кроме того, недавно, почти одновременно с началом прокачки российского газа по трубопроводу «Северный поток», в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, который вносит изменения в закон о трубопроводном транспорте.

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью обеспечения реформирования нефтегазового комплекса» (№9429), зарегистрированный в Верховной Раде 8 ноября, конечно же, запрещает приватизацию госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта. Однако, с другой стороны, документ предлагает позволить Кабмину распоряжаться «основными фондами, которые не обеспечивают ведения деятельности по транспортировке магистральными и/или распределительным трубопроводам, хранению в подземных газоубежищах «Нафтогазу», дочерних и основанных им предприятий». Верховной Раде, таким образом, фактически предлагают самоустраниться от контроля за одним из ключевых национальных активов — газотранспортной системой. Учитывая, что законопроект разработан Кабмином на выполнение поручения Президента (от 2 сентября 2011 года о необходимости реформирования НАК), можно допустить, что вероятность его принятия в ВР близка до 100%. Желание Виктора Януковича, документально оформленное правительством — мощный стимул для провластных депутатов. А оппозиция сегодня вряд ли сможет этому что-то противопоставить, кроме информационной «шумихи». Хотя, как знать. Возможно, украинская оппозиция, наученная Харьковскими соглашениями, в конечном итоге сможет продемонстрировать характер. На данный момент, в пресс-службе НУ-НС сообщили, что фракция в пятницу, во время часа правительства в Верховной Раде будет требовать от членов Кабмина отчета о содержании новых газовых договоренностей.

Один из членов Кабмина, вице-премьер-министр-министр социальной политики Украины Сергей Тигипко поспешил сообщить, что ничего не знает о «цене» новых газовых договоренностей с Россией. «Я не знаю ничего о предприятиях, знаю, что разговоры шли о газотранспортной системе, но позиция Украины была всегда, что если и изменять владельцев, то там должно быть три владельца: Украина, Россия, как хозяин товара, перемещаемого через нашу территорию, и Европейский союз, как покупатель этого товара, — уточнил он в эфире 5-го канала. Если это будет двусторонняя основа, это не помирит нас просто с Россией, и не будет прозрачности в организации. Какие проценты, какие гарантии оставит за собой Россия, что конкретно. Я не знаю», — подвел итог вице-премьер.

БЕЛАРУССКО-СЛОВАЦКИЕ СЦЕНАРИИ ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ТРУБЫ

Комментируя возможность создания консорциума по управлению ГТС, как один из вариантов «цены», которую Украине придется заплатить за более «дешевый» российский газ директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар подчеркнул, что его в том виде, в котором он соответствовал бы первичной идее трехсторонней формации при участии ЕС, не будет. «Это уже свершившийся факт, о чем свидетельствуют последние высказывания представителей европейской комиссии», — сказал эксперт. Поэтому, по мнению Гончара, более реально выглядит создание совместного предприятия «Газпрома» и «Нафтогаза» для управления ГТС. «Однако даже если в этом СП украинской стороне будет принадлежать не менее 51% акции, доминирующие позиции в нем будет занимать «Газпром». Подобные примеры уже известны — в 2002 году словацкое правительство продало 49% нефтетранспортного оператора «Trans Petrol» российской компании «Юкос». Внешне все выглядело так, что контроль «Trans Petrol» сохранился за правительством Словакии, но в дальнейшем выяснилось, что вся полнота оперативного управления компанией перешла в руки российских акционеров», — сказал эксперт в комментарии УНИАН.

Начало на стр. 1-я ПОЛОСА

ПАРЛАМЕНТУ ПРЕДЛАГАЮТ САМОУСТРАНИТЬСЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ГТС

Что же касается ответа на второй ключевой вопрос, то власть продолжает упрямо молчать. Поэтому, пока что, остается лишь догадываться, что может уступить Украина России в обмен на дешёвый газ. Ведь мало верится, что Россия добровольно подарит Украине 6 миллиардов долларов (!) ежегодно. Скорее всего, рассуждают в экспертных кругах, власть уступила «трубу». Ведь еще несколько месяцев назад премьер-министр Николай Азаров заявил, что реорганизация «Нафтогазу» может стать весомым аргументом в переговорах с Москвой о пересмотре цены газа. Кроме того, недавно, почти одновременно с началом прокачки российского газа по трубопроводу «Северный поток», в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, который вносит изменения в закон о трубопроводном транспорте.

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью обеспечения реформирования нефтегазового комплекса» (№9429), зарегистрированный в Верховной Раде 8 ноября, конечно же, запрещает приватизацию госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта. Однако, с другой стороны, документ предлагает позволить Кабмину распоряжаться «основными фондами, которые не обеспечивают ведения деятельности по транспортировке магистральными и/или распределительным трубопроводам, хранению в подземных газоубежищах «Нафтогазу», дочерних и основанных им предприятий». Верховной Раде, таким образом, фактически предлагают самоустраниться от контроля за одним из ключевых национальных активов — газотранспортной системой. Учитывая, что законопроект разработан Кабмином на выполнение поручения Президента (от 2 сентября 2011 года о необходимости реформирования НАК), можно допустить, что вероятность его принятия в ВР близка до 100%. Желание Виктора Януковича, документально оформленное правительством — мощный стимул для провластных депутатов. А оппозиция сегодня вряд ли сможет этому что-то противопоставить, кроме информационной «шумихи». Хотя, как знать. Возможно, украинская оппозиция, наученная Харьковскими соглашениями, в конечном итоге сможет продемонстрировать характер. На данный момент, в пресс-службе НУ-НС сообщили, что фракция в пятницу, во время часа правительства в Верховной Раде будет требовать от членов Кабмина отчета о содержании новых газовых договоренностей.

Один из членов Кабмина, вице-премьер-министр-министр социальной политики Украины Сергей Тигипко поспешил сообщить, что ничего не знает о «цене» новых газовых договоренностей с Россией. «Я не знаю ничего о предприятиях, знаю, что разговоры шли о газотранспортной системе, но позиция Украины была всегда, что если и изменять владельцев, то там должно быть три владельца: Украина, Россия, как хозяин товара, перемещаемого через нашу территорию, и Европейский союз, как покупатель этого товара, — уточнил он в эфире 5-го канала. Если это будет двусторонняя основа, это не помирит нас просто с Россией, и не будет прозрачности в организации. Какие проценты, какие гарантии оставит за собой Россия, что конкретно. Я не знаю», — подвел итог вице-премьер.

БЕЛАРУССКО-СЛОВАЦКИЕ СЦЕНАРИИ ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ТРУБЫ

Комментируя возможность создания консорциума по управлению ГТС, как один из вариантов «цены», которую Украине придется заплатить за более «дешевый» российский газ директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар подчеркнул, что его в том виде, в котором он соответствовал бы первичной идее трехсторонней формации при участии ЕС, не будет. «Это уже свершившийся факт, о чем свидетельствуют последние высказывания представителей европейской комиссии», — сказал эксперт. Поэтому, по мнению Гончара, более реально выглядит создание совместного предприятия «Газпрома» и «Нафтогаза» для управления ГТС. «Однако даже если в этом СП украинской стороне будет принадлежать не менее 51% акции, доминирующие позиции в нем будет занимать «Газпром». Подобные примеры уже известны — в 2002 году словацкое правительство продало 49% нефтетранспортного оператора «Trans Petrol» российской компании «Юкос». Внешне все выглядело так, что контроль «Trans Petrol» сохранился за правительством Словакии, но в дальнейшем выяснилось, что вся полнота оперативного управления компанией перешла в руки российских акционеров», — сказал эксперт в комментарии УНИАН.

Гончар считает, что подобный сценарий может быть заложен российской стороной и в создании СП по управлению нашей ГТС. «Здесь показательным можно считать белорусский опыт. В создании СП по управлению белорусской ГТС Лукашенко требовал оценить «Белтрансгаз» в 17 миллиардов долларов, россияне говорили о четырех миллиардах, в итоге сошлись на пяти. Исходя из этой стоимости, были оценены пакеты акций участников СП. Подобная ситуация ожидает и нас. Конечно, наши могут нарисовать стоимость «Нафтогаза» хоть в 100 миллиардов, но «Газпром» назовет цифру на порядок меньше. И в процессе торговли мы вряд ли сможем отстоять свои интересы точно так же, как это было у Беларуси. Конечно, желанная мечта «Газпрома» о поглощении «Нафтогаза» вряд ли будет реализована в полной мере, что-то должно остаться и на прокорм украинскому олигархату», — говорит эксперт. В подтверждение своего прогноза Гончар напоминает, что положение украинской власти сегодня во многом схоже с тем, в котором оказалось беларусское руководство в конце 2010 года, накануне продажи 50% «Белтрансгаза». «Бацька» мог бы сохранить запас стойкости, если бы не события декабря прошлого года, когда в ходе президентских выборов беларусскую оппозицию подвергли жестким репрессиям. После этого Европа, которая в принципе готова была идти и уже пошла на компромисс с Лукашенко, окончательно от него отвернулась. Россия сразу же воспользовалась тем, что Беларусь оказалась в изоляции. Непродуманная и недальновидная политика нынешнего украинского руководства завела Украину в аналогичную ситуацию», — убежден Гончар.

УКРАИНА МОГЛА ПОЛУЧИТЬ «СКИДКУ» НА ГАЗ, НИЧЕМ НЕ ПОСТУПАЯСЬ

Еще до недавнего времени «скидку» на российский газ Украина могла получить без каких-либо уступок. Для этого нам стоило лишь вспомнить о своем членстве в ВТО и обратиться в суд. «Дело в том, что согласно договору о свободной торговле 1993 года вообще не предусматривалось применение любых экспортных пошлин. То есть теоретически Украины могла обратиться в независимый арбитраж и отсудить право покупать российский газ и нефть без экспортной пошлины или вернуть все пошлины, оплаченные с 1994 года», — заявил экс-министр экономики, нардеп-бютовец Сергей Терехин.

А вот подписав соглашение относительно ЗСТ в рамках СНГ, Украина фактически легализовала исключение из режима экспорта. «Теперь экспортные пошлины легализуются. Обратите внимание на их перечень на 32 страницах, — говорит Терехин. — Между прочим, невзирая на преамбульную ссылку на правила ВТО (Всемирной торговой организации, членом которой является Украина. — Ред.), применение экспортных пошлин в таких объемах и в таких размерах грубо противоречит принципам ВТО».

Напомним, что в условиях соглашения о ЗСТ в рамках СНГ относительно Украины устанавливается особый способ определения экспортных пошлин на углеводороды, отличающийся от общего. Например, при экспорте природного газа для всех потребителей РФ и Казахстана установили 30% пошлины, но исключительно для Украины такая пошлина будет устанавливаться по «специальной формуле», без каких-либо объяснений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать