Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О горючем с «градусом»

Нефтяники надеются, что «биоэтанольный закон» будет отсрочен
15 ноября, 11:02

Нефтяники надеются, что в будущем году в Украине еще останется бензин без содержимого биоэтанола. Как заявил президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук, есть надежда, что Верховная Рада примет законопроект об отсрочке Закона «О производстве и использовании моторного горючего с содержимым биокомпонентов» еще до конца текущего года.

«Профильный комитет парламента уже второй месяц подряд не рассматривает документ. Поэтому мы обратились к руководителю одной из фракций Верховной Рады, который может инициировать рассмотрение законопроекта без решения комитета, если последний не рассмотрел его в течение 30 дней. Надеемся, что до конца года законопроект таки примут»,       — рассказывает Косянчук. По его словам, отложить документ стоит хотя бы на два года, чтобы успеть нормализовать законодательство.

Между тем эксперты отрасли считают, что на подготовку к «биоэтанольной революции» стоит отвести не менее десяти лет. «Опыт Польши, например, показывает, что к использованию биоэтанола нужно готовиться с десятилетие. Один стандарт на горючее в ЕС делают 10—15   лет,     — рассказывает директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Для того чтобы научиться делать горючее с биоэтанолом, нужно время: на создание инфраструктуры по его производству, хранению и транспортировке, контролю качества этого горючего. Если же инфраструктуру должным образом не обеспечат, это может ухудшить качество горючего».

Из-за биоэтанола горючее станет не только хуже, но и дороже, прогнозируют участники рынка. Ведь этанола отечественного производства пока мало, поэтому его придется импортировать. «Литр бензина подорожает на 4,50 грн только на налогах. И, разумеется, нам как операторам необходимо построить инфраструктуру под прием и смешивание этого горючего. Это новые линии, новые резервуары, это еще минимум 50 коп. на литре. В итоге мы считали, что подорожание будет не менее 5 грн на литре. Это создаст патовую ситуацию в экономике», — считает GR-директор сети АЗК Андрей Пасишник.

Отметим, что потребности в спирте участники рынка оценивают в 300-400 тысяч тонн. Между тем в правительстве придерживаются другого мнения. По словам министра агрополитики Николая Присяжнюка, рынку нужно 260 тысяч тонн. И на такие мощности отечественные спиртные заводы выйдут уже в начале следующего года. Правительство уже даже строит планы об экспорте биоэтанола.

«Для нас важно сегодня не только обеспечить внутренний рынок. Для нас важно эту продукцию еще и экспортировать. Тем более мы видим, что Европа вынуждена импортировать технические зерновые культуры и приостанавливает свою динамику производства биоэтанола. Мы должны зайти на этот рынок, сделать замещение своей продукцией», — заявил в конце октября Присяжнюк.

Не видят негатива в биоэтаноле и эксперты по альтернативной энергетике, а также сами производители биогорючего. По их мнению, биоэтанол только улучшает характеристики авто. Об этом свидетельствует опыт США или Бразилии, где доля спирта в бензине — соответственно 20% и 95%. В Украине же биоэнергетика может покрыть до 80% потребностей в горючем.

«Почему этому противодействуют нефтяники? Они просто не хотят вкладывать лишние средства в модернизацию инфраструктуры по хранению и транспортировке. Ведь использование биоэтанола предполагает более высокую экологическую культуру. То есть нужны более чистые резервуары для хранения, перевозки и тому подобное», — считает президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Виталий Давий.

«Горючее с биоэтанолом стойкое, то, что оно разъедает резиновые детали — миф, мы проверяли. В него добавляется стабилизатор, потому ни одну резинку еще не разъело. Да, несколько растут расходы горючего — в пределах 5%. Но при этом оно где-то на 1 гривню дешевле традиционного бензина. Кроме того, двигателю на биогорючем легче работать, поэтому авто не будет перегреваться в заторах. Плюсов очень много, нужно экспериментировать. Я понимаю нефтетрейдеров, которые против этого всего, но люди же имеют право на альтернативу», — добавляет главный технолог предприятия по производству бензина с содержанием биоэтанола Василий Трухин.

Напомним, закон, обязывающий добавлять в бензин не менее 5% биоэтанола с 2014 года и не менее 7% — с 2016-го, Верховная Рада приняла в прошлом году. Целью документа было отмечено снижение зависимости от импорта энергоносителей, создание новых рабочих мест и улучшение экологической ситуации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать