Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О месте Украины в «Европе 2020»

Как не оказаться «на обочине» многомиллиардного проекта трансъевропейской сети
03 ноября, 19:30
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

До 2020 года Европа должна выстроить трансъевропейскую сеть (TEN-T). Соответствующий план очерчен в Стратегии «Европа 2020», а именно в ее составной части — Белой книге. В процессе ее разработки ключевыми было определено 319 морских портов в 22 странах Европы, которые должны стать частью единой координированной транспортной сети, в которую войдут железные дороги, магистральные дороги, внутренние водные пути, аэропорты, морские порты, речные порты и системы управления движением. Основным заданием TEN-T является стимулирование экономического роста и конкурентоспособности в едином экономическом европейском торговом пространстве за счет эффективных интермодальных высокоскоростных маршрутов.

Объемы финансирования развития инфраструктуры TEN-T, в том числе портовой, из фондов ЕС запланированы в размере 26 млрд. € на период 2014—2020 гг.

Указанные 319 портов были отобраны Европейской Комиссией потому, что они необходимы для эффективного функционирования внутреннего рынка европейской экономики, из них 83 порта — признаны как «базовая сеть», поэтому сегодня внимание Еврокомиссии сосредоточено на этих 319 морских портах функционирования, которые обеспечивают 96% грузовых транзитных перевозок через территорию ЕС.

На карте Европы Украина имеет очень выгодное географическое положение, что должно способствовать привлечению транзитных грузовых потоков. В случае выполнения обязательств и включения отечественной транспортной системы в TEN-T, это позволило бы привлекать средства на модернизацию транспортной инфраструктуры из фондов ЕС и дало бы импульс развитию экономики отдельных приморских регионов. Такая ситуация связана с тем, что сегодня ЕС сталкивается с определенными вызовами, что в свою очередь открывает возможности для украинских портов, а именно:

— адаптация портов ЕС к увеличению запланированного до 2030 года траффика и открытия новых рынков;

— морским портам серьезную конкуренцию в перевозке контейнеров составляют контейнеровозы (железнодорожный транспорт), которые могут перевозить 18000 контейнеров за один раз;

— прослеживаются значительные диспропорции в переработке грузов портами Европы — самыми эффективными в данный момент являются порты Антверпен, Роттердам и Гамбург, которые перерабатывают 1/5 всех грузов, прибывающих в Европу по морю. Это вызывает разрыв в производительности — удлиненные маршруты, объезд других портов, увеличение расходов, и наконец, увеличение выбросов автомобильными транспортными средствами из-за заторов, что негативно влияет на здоровье населения ЕС.

Следовательно, сегодня, учитывая выдвинутые ЕС требования к Украине в сфере развития транспортной политики, инфраструктуры и отдельно портовой инфраструктуры, Министерством инфраструктуры были разработаны планы имплементации законодательства ЕС, а Кабинетом Министров Украины они одобрены.

Требования этих документов необходимо принять в рамках приближения положений, поданных в Разделе IV Торговля и вопросы, связанных с торговлей, и в Разделе V Экономическое и отраслевое сотрудничество Соглашения об ассоциации УКРАИНА-ЕС. Кроме того, Европейским содружеством в рамках приближения украинского законодательства к законодательству ЕС были установлены сроки имплементации нормативно-правовых документов — от 3 до 6 лет.

Следовательно, согласно требованиям, которые выдвигает ЕС в упомянутом Соглашении, Украине в течение 3—6 лет в морских портах необходимо:

во-первых, сформировать два контролирующих органа — по экологической безопасности и безопасности относительно терроризма, которые будут организованы наподобие органов в ЕС;

во-вторых, подготовить инспекторов соответствующего квалификационного уровня;

в-третьих, разработать и утвердить ряд законодательных актов по стандартам ЕС, которые будут регулировать инспекцию судов стран-членов Содружества, приходящих в украинские порты;

в-четвертых, разработать и утвердить ряд подзаконных актов — планов и форм отчетов, согласно которым будет осуществляться контроль за экологической безопасностью, безопасностью от терроризма и предоставляться сведения о техническом состоянии судов;

в-пятых, оборудовать порты соответствующим приемным оборудованием для отходов и остатков груза.

ЦИФРЫ «Дня»

• 74% экспортных и импортных грузов от общего объема заходят в Европу через порты.

• 22 государства-члена ЕС считаются морскими.

• В целом в обслуживании портовой инфраструктуры занято 1,5 млн лиц.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать