Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Одна чужая лодка и семь своих лав

Владимир Демчишин: «При инвестиции в 500 миллионов гривен добычу украинского угля можно увеличить в два раза»
11 августа, 19:17
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Не будет преувеличением сказать, что новости последних дней работают против министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина. В минувшее воскресенье премьер-министр Арсений Яценюк рассказал о своем намерении уволить не справляющихся с работой министров. И тут же остановилась из-за отсутствия угля Змиевская ТЭС и заявила о предстоящей остановке (угля хватит лишь до вечера) Славянская ТЭС. По данным «Укрэнерго», дефицит мощности в объединенной энергосистеме Украины составляет около 2000 МВт (отметим, правда, что это не так уж много — недавно доходило почти до 3000 МВт).

Но Демчишин держится бодро. «Отставки бояться... — подумалось, сейчас скажет, как в поговорке, — в лес не ходить, но он нашел более подходящее слово, — бессмысленно... Я делаю все, что могу. Максимально прикладываю усилия для того, чтобы тот, кто придет после меня, на меня не пенял, — утверждает министр. — Это (отставка) все-таки политический вопрос. Рада будет его решать. Я, в свою очередь, максимально прозрачен и объясняю, что делаю».

Министр пояснил, что запасы угля на ТЭС не растут из-за большой нагрузки на тепловую генерацию (в связи с высокой температурой потребители массово включают кондиционеры) и ремонтов на пяти из 15 блоков АЭС. Демчишин считает, что график нужно составлять так, чтобы одновременно в ремонте было не больше четырех блоков. «За прошлую неделю мы сжигали 80—85 тысяч тонн угля в сутки, как и в 10-градусный мороз, — сказал он журналистам и добавил: — Как правило, в такой период, как сейчас, сжигается 60—65 тысяч тонн в сутки. Именно из-за этой разницы и не происходит накопления запасов».

Впрочем, он не очень обеспокоен запасами и нисколько не сомневается, что страна войдет в зиму с достаточным количеством топлива на складах. «Одна «лодка» с углем по $77 из ЮАР уже пришла». Как и в прошлом году, принято решение о выделении Ощадбанком кредита в два миллиарда гривен на закупку угля. Но банкиры на этот раз выдвигают жесткие требования к тепловой генерации, требуют множество справок и согласований. «Я понимаю, он (банк) хочет перекрыть свои риски, — объясняет министр и демонстрирует уверенность в успехе: — Ничего, и это пройдем». По его словам, Всемирный банк может выделить Украине $500 миллионов на закупку и закачку газа в подземные хранилища, IFC готова говорить о $200—250 под закупку газа иностранным трейдером, существуют договоренности с ЕБРР, который может выделить Украине на эти цели $300 миллионов в сентябре.

А уже сейчас запасов газа в Украине 13,4 миллиарда кубометров. Причем министр отметил, что его потребление в Украине за семь месяцев сократилось на 20%, потребление электроэнергии — на 12%, а доля атомной энергетики в общем энергобалансе выросла с 45% до 55%. При этом украинские АЭС, по словам министра, обеспечены топливом на весь отопительный сезон. Правда, это в основном российское топливо, указал он и пообещал, что в будущем году компания Westinghouse произведет пять из 18 поставок, тогда как в этом году 12 из 13-ти поставок поступило из России. «Это тезис тем, кто говорит, что нам запасов недостаточно, — говорит Демчишин, — Вопрос не столько в запасах, сколько в поступлениях». Министр уверен, что закупки газа будут произведены как в Европе, так и в России. Причем его цена, по его прогнозам, в четвертом квартале 2015 года и первом квартале 2016 года составит $250 за тысячу кубометров или даже ниже в связи с наметившимся трендом снижения цен на нефть.

Завозится ли на украинские электростанции, работающие на антраците, уголь с неконтролируемых территорий, поинтересовался «День». Ответив утвердительно, министр уточнил, что ежедневно оттуда доставляется как минимум 15 тысяч тонн. Но есть перебои. «Разбомбили железнодорожные линии — стоим, — рассказывает министр. — Сейчас нужно закончить их ремонт в Дебальцево. Платим за этот уголь 1100 гривен за тонну. Деньги идут на счета в украинской банковской системе. Люди получают их на зарплатные карточки». «Меня все критикуют за то, что я якобы поддерживаю такими платежами так называемую ДНР, — оправдывается Демчишин. — 1100 гривен — это себестоимость угля, и это я хорошо понимаю, потому что у меня такие же шахты государственные. И вся эта сумма идет только на зарплату. Из этих денег просто нет возможности покупать оружие или, скажем, топливо для танков. И это зарплата людям, которые пошли под землю, а не стрелять в наших парней. И они кормят этими деньгами свои семьи».

А где им взять деньги на новые лавы? «А это уже не ко мне, — ответил министр. — Я ежедневно уже шесть месяцев хожу в наш Кабмин и объясняю, что если мы не будем вкладывать средства в новые лавы государственных, подконтрольных Украине шахт, то они будут останавливаться. Сейчас объем добычи, вместо пяти миллионов тонн, будет три миллиона. И понятно, что при снижении добычи растет себестоимость. А у меня «знатоки» спрашивают: как это у вас себестоимость 1700—1900 за тонну? Отвечаю: да потому, что за семь месяцев я ни копейки не дал на подготовку лав, закупку оборудования. Я плачу только зарплату, да и ту с опозданием. Но 30 августа — День шахтера, и я убежден, что мы выполним все свои обязательства перед горняками». «Увеличить добычу в два раза, — продолжает министр, — можно при инвестиции в 500 миллионов гривен. Но у меня (на государственных шахтах) ежемесячный убыток сегодня не меньше 250 миллионов. А если увеличить добычу, то за полгода можно вывести перспективные шахты на безубыточность».

Когда будет программа реформирования угольной отрасли, несколько нарушая журналистскую этику, задал «День» свой третий вопрос. «Программа есть давно, — сказал Демчишин, — Она уже дважды была в Верховной Раде. Я надеюсь, что на днях будет еще одно заседание правительственного комитета, и мы ее внесем туда в третий раз, но уже с поддержкой компании Ernst&Young, которая подтвердила, что убытки угольной отрасли за первое полугодие составили два миллиарда гривен. И все из-за того, что нет добычи. Те же люди могли бы добывать гораздо больше, если бы у них были лавы, если бы они работали. А на данный момент есть семь подготовленных лав, но нет для них оборудования. И тогда нам не нужно было бы закупать уголь на стороне».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать