Опять двойка… но с плюсом
Государственное управление в зоне регресса - эксперты
Правительство Гройсмана очень технично уклонилось от отчета в парламенте, представив ему лишь письменный доклад о работе за год, а лично предстало только перед максимально лояльным к нему комитетом по экономической политике. При этом глава Кабмина продуманно избрал комплиментарный подход в общении с депутатами и сконцентрировался на совместной работе с ними, связывая именно с этим основные достижения своего правительства и, в том числе, начало экономического роста. В результате комитет почти единогласно (воздержался только один депутат) принял к сведению отчет Гройсмана и его министров.
Думается, докладывать всему депутатскому корпусу правительству было бы гораздо сложнее (хотя сегодня все понимают, что отставка правительства нереальна, поскольку в парламенте нет коалиции, следовательно, будет очень трудно назначить новых министров). Впрочем, Гройсману было бы еще труднее получить одобрение на встрече с представителями гражданского общества и экспертами, внимательно исследующими и анализирующими каждый шаг правительства.
Так, руководитель и редактор проекта iMoРe Татьяна Тищук, накануне первой годовщины правительства отмечала, что индекс мониторинга реформ (іМоРе) опять упал почти до ноля. Оценка прогресса реформ, о которых так много говорил глава правительства и на итоговой пресс-конференции для СМИ и в комитете, за период с 20 марта по 2 апреля набрала +0,1 бала из возможного диапазона от -5,0 до +5,0. Хотя произошел ряд положительных сдвигов в реформировании монетарной и энергетической сфер и бизнес-среды, эксперты отметили существенный регресс по такой слагаемой индекса іМоРе, как «государственное управление».
«У меня очень тяжелое ощущение от этой (отчетной) недели правительства», - сказал журналистам руководитель проекта «Путь к успеху» Андрей Блинов. По его словам, главным итогом деятельности правительства Гройсмана «является необходимость медицинского освидетельствования членов Кабинета министров, потому что вчерашнее (последнее перед пасхальными праздниками) заседание Кабмина наполовину было посвящено празднованию успехов и наполовину - выдвижению различных инициатив типа отмены Дня космонавтики и каким-то еще решениям, даже не стоявшим в повестке дня.
Блинов ссылается на средний балл (по пятибалльной шкале), выставленный правительству Гройсмана Реаниманиционным пакетом реформ (РПР). «Это 2,7, - говорит эксперт и переводит на старую школьную систему, - то есть два с плюсом или три с минусом, хотя я бы скорее говорил о тройке, поскольку часть своих планов правительство действительно выполнило». «Но когда кто-то отмечает, что правительство проводит, например, реформу здравоохранения, я говорю: не верьте, - конкретизирует Блинов и спрашивает: - А что сделало правительство, что сделала и. о. министра, чтобы проверить предлагаемую систему на каком-нибудь пилотном регионе? У нас есть 77 миллиардов гривень на здравоохранение. На эти деньги можно проводить любые эксперименты. А проблема в том, что результатов сегодня нет, и, естественно, эта реформа парламентом даже не рассматривается».
Кабинет министров Владимира Гройсмана за год своей работы смог подойти вплотную к началу крупных важных реформ – рынка сельхозземель, пенсионной системы и здравоохранения, Государственной фискальной службы, приватизации и корпоративного управления, и успех их реализации покажет настоящий реформаторский потенциал этого правительства. Так считает исполнительный директор Центра экономической стратегии, член совета РПР Глеб Вышлинский.
Правда, в отличие от Блинова он называет однозначным успехом и примером критического лидерства Гройсмана реформу здравоохранения, которую, по его словам, премьер лично лоббировал, несмотря на жесточайший конфликт между министерством и профильным комитетом парламента. Но, по его словам, во второй год своей работы правительство столкнется с вызовом обеспечить реализацию медицинской и других подготовленных реформ в сложных внешних условиях.
На экономиста Виктора Старшевского удручающее впечатление произвела пресс-конференция Гройсмана по итогам первого года работы правительства. По словам эксперта, премьер использовал «оголтелый популизм», соревнуясь с предшественниками и нынешними оппонентами. «В половине своего выступления он рассказывал о том, что было бы, если бы… - отмечает Старшевский, - Премьер выступил в роли врача, устанавливающего диагнозы абсолютно всем, и всем раздавал ярлыки».
Экономист цитирует премьера: «До 2014 года был популизм и непрофессионализм, Украина была экономически отсталой и коррупционно уязвимой». Старшевский спрашивает: «А после 2014 года у нас (наступил) реализм, профессионализм, экономическое развитие и коррупционная неуязвимость?»
Детально, по пунктам, исследовала отчеты правительства общественная организация «Публичный аудит», выявляя в них мифы и манипуляции. Она отмечает, что правительство, в частности, ставит себе в заслугу, что в 2016 году впервые наблюдался рост реальной заработной платы, что повышена до 3200 гривень «минималка», а номинальная среднемесячная зарплата в стране выросла до 5183 гривень или на 23,5%. На самом деле, по мнению аудиторов, реального роста экономики нет, а повышение «минималки» создало дополнительные инфляционные риски, тогда как необходимых компенсаторов не существует.
В «Публичном аудите» отмечают, что правительство слишком надеется на налоговые поступления от своей зарплатной инициативы, забывая, что бюджет может этих поступлений и не получить. По данным аудиторов, часть малого бизнеса уже приостановила свою деятельность, а другая может просто уйти в тень, поскольку ей нечем платить повышенную зарплату.
Под вопросом у аудиторов и реальность утверждения о снижении цен потребительского рынка в 2016 году. Уровень инфляции был, как и ожидалось, 12,4 %. Но при этом индекс цен производителей повысился за этот год почти на 36%. А кумулятивная инфляция с 2014 года за 9 месяцев 2016 года выросла почти на 20% - с 81,6% до 101,1%.
Есть у аудиторов сомнение и в реальности роста экономики. Если учитывать не данные подчиненного Гройсману Госстата, а выводы Нацбанка, свидетельствующие о глубоко дефицитной внешней торговле (разница между импортом и экспортом - $6 миллиардов), то, по мнению экспертов, мы получим не рост экономики, а ее падение на 5,4%. Кроме того, правительство распространяет миф о росте всех отраслей реальной экономики.
Так, по статистике, промышленное производство якобы выросло на 2,4%, сельскохозяйственное – на 6,1%, строительство – на 13,1 %, оборот розничной торговли – на 4 %, грузооборот – на 2,4 %, пассажирооборот – на 5,4 %. Но все эти показатели, как установили аудиторы, даются в сравнении с 2015 годом, когда произошло самое большое падение ВВП – на 9,9%. Так можно ли говорить о подъеме экономики, спрашивают в «Публичном аудите».
Эксперты напоминают, что инфляция и девальвация делают более весомой налоговую базу. И если исключить инфляционную составляющую в бюджетных поступлениях (импортный акциз, импортный НДС), то бюджет недополучил бы 36,7 миллиарда гривен. В «Публичном аудите» посчитали, что при самом оптимистическом прогнозе реальный ВВП в 2017 году вырастет максимум на 1–2 %, инфляция составит 8–12%, а дефицит бюджета будет в рамках 3%.
Специалисты «Публичного аудита» убеждены, что и такие планы выполнить будет довольно сложно. Ведь Украине придется еще и рассчитываться по долгам, а реальных средств для покрытия этих расходов в бюджете не предусмотрено. Плюс убытки от блокады Донбасса. По мнению «Публичного аудита», они уменьшат ВВП страны на 100 миллиардов гривен.
Section
Экономика