Оружейные приоритеты
Наращивание военных мускулов становится искусством возможногоСамым впечатляющим сообщением последнего месяца для экспертов в области рынка вооружений стало заявление, что Украина может выйти на уровень готовности к выполнению Плана действий по приобретению членства в НАТО (Membership Action Plan) уже в конце текущего или в начале следующего года. Об этом, в частности, сообщил посол по особым поручениям МИД Украины Константин Морозов по завершении консультаций Украина—НАТО на высоком уровне в Брюсселе. Это говорит о том, что Североатлантический альянс держит приоткрытой дверь в НАТО для Киева. Причину такой позиции можно искать в том числе и в том, что в НАТО вполне воспринимают те преобразования, которые происходят в украинских вооруженных силах.
В значительной степени планы украинского военно-политического руководства можно считать амбициозными. В частности, Президент Виктор Ющенко отдал распоряжение Кабинету Министров «осуществить меры по завершении испытаний военно-транспортного самолета Ан-70, принятию его на вооружение Воздушных Сил и налаживанию серийного производства». Бюджетной программой «Создание и закупка самолета Ан-70» в оборонном бюджете запланировано 179 млн. грн. Правда, эти средства должны быть получены от продажи земли и военных городков Минобороны. В АНТК им. Антонова утверждают, что Ан-70 не имеет аналогов в мире, превосходя по всем техническим показателям создаваемый в Европе аналог А400М. В то же время Ан-70 уступает А400М по стоимости и эксплуатационным затратам. Однако при более пристальном взгляде на возможность реализации этого и многих других заданий по модернизации украинской армии в глаза бросаются несколько деталей.
Среди них слишком большое количество приоритетов, заложенных в непомерно маленький оборонный бюджет. Уже сейчас ясно, что при невозможности увеличить государственные ассигнования на оборону часть объявленных программ останется нереализованной. Кроме того, отсутствуют целевые программы перевооружения, напрямую связанные с усилением мощи ВСУ (за исключением намерения модернизировать парк истребителей). Никто не станет спорить, что государству есть смысл одновременно поддержать проект Ан 70, проекты танкостроя и кораблестроительные мощности. Однако на Ан-70, принимая во внимание его экспортный потенциал, должна бы работать отдельная защищенная строка бюджета, а не зависимость от продажи земли и имущества военным ведомством. Принимая во внимание сомнительность необходимости модернизировать танки, стоило бы сосредоточить усилия на приобретении действительно необходимой для мобильной армии легкой усовершенствованной бронетехники, которая к тому же гораздо дешевле танков. Предполагается построить новый корвет для ВМФ, но вряд ли он нужнее стране, чем, скажем, новые средства ПВО, новое авиационное вооружение для самолетов или ракеты для уже забытого неядерного щита сдерживания. Если он и далее будет держаться на «Скадах» времен холодной войны, говорить о наличии в украинской армии высокоточного оружия будет просто неприлично.
При всем восторге от решения модернизировать парк истребителей у экспертов возникают сомнения относительно возможности договориться с российской стороной на правах исключительного партнера, как это делалось в течение последнего десятилетия. Если Украина не начнет позиционировать себя как потенциальный покупатель российского оружия, ей придется модернизировать МиГ-29 самостоятельно. Само по себе такое решение революционно, но боевые качества воздушных машин можно будет улучшить лишь частично.
Выпуск газеты №:
№191, (2005)Section
Экономика