Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ощадбанк не сдал экзамен на «социальность»

Правозащитники требуют отменить постановление КМУ, в соответствии с которым обслуживание внутренне перемещенных лиц отошло государственному банку
02 октября, 10:29
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Украине до сих пор не отлажен механизм предоставления ежемесячной адресной помощи (пенсии, социальных выплат и тому подобное) лицам, которые перемещаются из временно оккупированной территории Украины. Об этом говорят представители Благотворительного Фонда «Восток-SOS» и Всеукраинского благотворительного фонда «Право на защиту». Именно эти две организации провели проверку готовности отделений ПАТ «Государственный сберегательный банк Украины» выполнять новую для себя «социальную» функцию, предусмотренную Постановлением КМУ от 15 июля 2015 года №427 — обслуживание переселенцев, в том числе пенсионеров.

В соответствии с вышеупомянутым постановлением, пенсии и выплаты переселенцы могут получать лишь в отделениях Сбербанка в отличие от других пенсионеров и групп населения, которые могут самостоятельно выбирать банк, где открывают счет для получения пенсий или пособия. И если раньше для получения адресной помощи внутренне перемещенное лицо должно было обращаться в Управление труда и социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае образования) советов, то с 11 июля 2015 года ВПЛ должны обращаться в отделения Сбербанка по месту жительства для оформления адресной помощи. Также новым порядком предусмотрено, что перед непосредственным обращением в отделение банка для представления документов, ВПЛ обращаются в контактный центр Сбербанка для определения даты, времени и адреса представления документов.

Мониторинг отделений Сбербанка проводился в период с 31 июля по 3 сентября 2015 года. За этот период правозащитники проверили 210 отделений Сбербанка в 13 областях и г. Киеве, что составляет приблизительно 4% от общего количества отделений банка по всей Украине. Для проведения мониторинга активисты разработали специальную анкету, в которой было три блока вопросов. Первый — в целом об общей организации работы с переселенцами: есть ли в отделении отдельное окошко для работы с переселенцами относительно оформления адресной помощи? Есть ли в отделении очереди и если есть, то преимущественно из кого они состоят — переселенцев, не переселенцев? Есть ли информация для переселенцев на информационном стенде отделения? Второй — вопрос относительно самого представления документов для назначения адресной помощи: принимают ли в отделении пакет документов для оформления адресной помощи, если нет, то кто принимает? Есть ли в отделении образец заявления для получения помощи и можно ли его получить? И третий — вопросы, касающиеся раскрытия банковской тайны, есть ли в отделении образец соответствующего заявления. Кроме того, в анкете отдельным пунктом было вынесено место для личностных комментариев опрошенных.

Результаты мониторинга показали, что в абсолютном большинстве промониторенных отделений Сбербанка (190) на информационных стендах даже нет информации о новом порядке назначения адресной помощи ВПЛ и процедуры представления документов через отделение Сбербанка. Лишь в 42 из посещенных отделений есть отдельное окошко для предоставления переселенцами документов по назначению ежемесячной адресной помощи. В 132 посещенных отделениях на момент визита были очереди, но это не были очереди переселенцев, которые пытались подать документы. Почти в половине посещенных банковских отделений (109 — 41%) не принимали документы для оформления адресной помощи. Среди причин опрошенные правозащитниками лица указывали на отсутствие у работников отделений информации о том, что они должны принимать документы для оформления адресной помощи переселенцам. «Например, ни в одном из посещенных отделений Сбербанка г. Черновцы не принимали документы для оформления адресной помощи», — указано в Отчете мониторинга, имеющемся в распоряжении «Дня». Кроме того, работники некоторых отделений Сбербанка не имели информации о том, какой должна быть процедура принятия документов. Особенно это было заметно, говорят в БФ «Восток-SOS», в начале проведения мониторинга (хотя на то время новый порядок оформления ежемесячной адресной помощи существовал уже больше месяца) (г. Киев, г. Харьков и др.)

В целом же большинство опрошенных лиц отмечали высокий уровень сервиса в отделениях Сбербанка, вежливость работников, их готовность помочь в решении вопроса, с которым к ним обращаются. Хотя случаи грубого общения с клиентами тоже, к сожалению, имели место, говорят правозащитники. Например, в г. Димитров Донецкой области, в Черновцах, Днепропетровске, Днепродзержинске.

По результатам мониторинга Благотворительный фонд «Восток-SOS» и Всеукраинский благотворительный фонд «Право на защиту» подготовили список рекомендаций из 11 пунктов (как улучшить работу ПАТ «Сбербанк»), и говорят, что готовы помочь в их реализации. В частности, активисты предлагают взять на себя проведение информационно-разъяснительной работы среди ВПЛ относительно процедуры оформления адресного пособия через отделения Сбербанка. Хотя правозащитники утверждают, что государство все еще должно вернуться к вопросу регуляции обслуживания ВПЛ и изменить решение так, чтобы люди не чувствовали дискриминации.

«Принятию постановлений № 427 и 615 относительно ограничения внутренне перемещенных лиц в выборе обслуживающего банка не предшествовало ни широкое общественное обсуждение, ни проведение общественной антидискриминационной экспертизы, — отмечает эксперт по адвокации ВБФ «Право на Защиту» Елена Виноградова. — Кроме того, представители общественности не привлекались к разработке данных актов. Также проведенный анализ нормативно-правовой базы свидетельствует о том, что указанные постановления принимались без учета критериев справедливости, добросовестности, пропорциональности, разумности, а потому ограничения в выборе ВПЛ обслуживающего банка являются дискриминационными, незаконными и должны быть отменены».

«После принятых постановлений Правительства у организаций, занимающихся проблемами переселенцев, возникли опасения, что эти постановления могут быть применены для контроля за передвижением ВПЛ путем слежки за их банковскими расчетами и снятием их с учета переселенцев через механизмы проверок органами миграционной службы и правоохранительными органами, с последующим лишением социальных выплат и прекращением начисления пенсий, — добавляет руководитель правового направления БФ «Восток-SOS» Александра Дворецкая. — Чтобы снять такие опасения, мы направили информационные запросы в «Сбербанк» и Министерство социальной политики. Однако давать ответ, каким образом будут использоваться и кому передаваться персональные данные переселенцев, отказались представители обоих учреждений, ссылаясь на конфиденциальность договора. Наша организация уже обратилась в суд и будет требовать сделать запрашиваемую информацию публичной».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать