Осеннее вмешательство
Зернотрейдеры против излишнего госрегулирования![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041110/4205-5-1.jpg)
В семье украинских производителей подсолнечного масла намечается пополнение. Компания WJ намерена построить в Херсоне новый маслозавод мощностью переработки 1,5 тысячи тонн семян подсолнечника и 2 тысячи тонн сои в сутки.
Это, конечно, весьма приятная новость, свидетельствующая в первую очередь о том, что даже на пике избирательной компании инвестиционный климат в Украине остается достаточно привлекательным. Между тем на зерновом рынке страны, в котором довольно важный сегмент занимают семена подсолнечника, барометр на «ясно» не показывает. Во вторник в Антимонопольном комитете прошло совещание по всем вопросам, которые волнуют поставщиков и переработчиков сельскохозяйственных культур. На нем возникла довольно острая дискуссия о том, что же происходит сегодня на этих рынках.
По оценкам главы Антимонопольного комитета Алексея Костусева, на большинстве рынков сельскохозяйственных продуктов уже давно создана конкурентная среда. Тем не менее Костусев отмечает, что в том случае, если его комитет не будет следить за тем, чтобы эти отношения поддерживались и соблюдались всеми операторами, страну может постигнуть судьба лета 2003 года, когда продукты просто взлетели в цене. Основными вопросами, волнующими комитетчиков, являются административные барьеры на вывоз зерна за границы областей и ситуация, сложившаяся на рынке семян подсолнечника, урожай которого в этом году невелик. Как следствие, можно ожидать роста цен не только на сырье, но и на продукцию, в том числе и на масло.
Больше всего вопросов и протестов у участников рынка вызывают сегодня запреты на вывоз зерна из областей. «Когда начинается новый маркетинговый сезон, мы вправе ожидать, что законы не будут меняться, — заявил генеральный директор Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко. — А в этом году получилось, что мы закупили зерно и не смогли его вывезти из областей. В результате многие компании потеряли по миллиону долларов из-за того, что просто не успели довезти купленное ими зерно в порт. Сельское хозяйство становится нерентабельным, потому что вынуждено подчиняться требованиям всех ведомств». В дополнение к этому беспокойство операторов зернового рынка вызвали меры «Укрзалiзницi», которая в разгар перевозки урожая подняла тарифы и ввела требование, что зерно в вагонах должно быть продезинфицировано. Зафиксировано немало случаев, когда работники санстанций впрыскивали химикаты на станциях без согласия хозяев зерна.
У железной дороги свои резоны. «Мы подняли тарифы не из желания навредить сельскому хозяйству, — заявил начальник главного коммерческого управления «Укрзализныци» Сергей Аленичев. — Это была вынужденная мера, вызванная подорожанием колесных пар. А к дезинфекции мы вообще не имеем отношения»...
Начальник орготдела Центральной санитарно-эпидемиологической станции на железнодорожном транспорте Анна Волкова сказала, что дезинфекция — это требование Минздрава, и вызвано оно исключительно заботой о здоровье населения и кошельке зернотрейдеров. Потому что вредители, живущие в зерне, могут обойтись им дороже, чем 220 гривен за вагон. Правда, зернотрейдеры подобную заботу энергично отвергали, поскольку в зернохранилищах и трюмах кораблей все равно хранят зерно вперемешку, из-за чего смысл операций СЭС попросту теряется.
Вторым основным пунктом дискуссии в очередной раз стала пошлина на вывоз семян подсолнечника из страны. «Я считаю неразумным снимать экспортный налог на вывоз семян, — заявил заместитель исполнительного директора ассоциации «Подсолнечник Украины» Петр Ляшок. — Нужно лучше стимулировать людей покупать наше масло. Это принесет стране большую прибыль, чем экспорт семян. Урожай подсолнечника невелик, даже несмотря на то, что мы постоянно увеличиваем посевные площади. В первую очередь нужно прокредитовать покупку хороших семян, тогда в дальнейшем у нас не будет перебоев с маслом».
Противоположное мнение изложил генеральный директор «Укролияпром» Семен Капшук: «Зарубежным партнерам выгодно покупать наши семена, — уговаривал он коллег. — Зачем им нужно наше масло, если, покупая семена, они создают себе новые рабочие места. Тем более, масла стране хватает даже с лихвой. Несмотря на все погодные неурядицы каждый год количество произведенной продукции возрастает».
Но большинство операторов его не поддержали. Они считают, что из-за либерализации политики в отношении вывоза подсолнечника пострадают не переработчики, а, в первую очередь, торговля и население. Масла на рынок попадет меньше, и цены на него поднимутся.
Впрочем, пока что не все ясно и в отношении продовольственного и фуражного зерна. «Мне кажется, что статистика Минагрополитики сильно преувеличена, — говорит председатель совета директоров ЗАО «Рамбус» Алексей Гаврилов. — Никто не может толком объяснить, где это зерно и что с ним происходит». Гаврилов боится накликать беду, но тем не менее опасается, что в стране, несмотря на декларируемый богатый урожай, опять может возникнуть кризис на зерновом рынке.
Но Антимонопольный комитет таких пессимистических прогнозов не поддерживает. Его руководители заявляют, что смогут предотвратить излишнее вмешательство государственных органов в дела операторов рынка и, чтобы не допустить чрезмерного повышения цен, возьмут их под жесткий контроль.
Выпуск газеты №:
№205, (2004)Section
Экономика