Перейти к основному содержанию

Осенью гривну снова будет «трясти»

Эксперты: Экономическая ситуация вынуждает НБУ включить «печатный станок»
12 августа, 18:41
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Уже с осени 2015 года, после местных выборов, ситуация на валютном рынке будет напряженной, а курс гривны — нестабильным. При этом финансисты допускают новый обвал курса гривны. На их взгляд, если Нацбанк не выдержит давления различных факторов на валютный рынок (инфляция, индексация доходов, а как следствие — дополнительная эмиссия, неподкрепленная ростом ВВП), то дальнейшее развитие событий будет сложно контролировать и прогнозировать.

Так, например, результаты исследования монетарных реалий последних двух лет, проведенного ОО «Публичный аудит», указывают, что нынешний курс гривны — явление временное и искусственное, и даже при индексации доходов и выплате гарантированных сумм вкладов ФГВФЛ он начнет падать, говорят аналитики.

«Аудиторы поинтересовались, как в прошлом, а также уже в этом году происходило таргетирование инфляции. В первую очередь они проследили динамику денежной массы, которая характеризовалась стремительным ростом на протяжении всего 2014 года. Так, по состоянию на 1 января 2015 года монетарная база увеличилась на 26 млрд грн (до 333,194 млрд), денежная масса — на 45 млрд грн (до 953,84 млрд), наличность — на 45 млрд грн (до 282,77 млрд). Увеличение денежной массы происходило за счет роста номинального ВВП, связанного с повышением уровня цен, а на фоне этого регулятор запустил активное эмитирование гривны — в виде как электронных платежных средств, так и банкнот», — рассказывает ведущий аналитик «Публичного аудита» Андрей Вигиринский.

По словам Вигиринского, объем ОВГЗ в собственности Нацбанка всего за год увеличился на целых 116% (171 млрд грн) — до 318 млрд грн. Почти 100 млрд грн было направлено на докапитализацию НАК «Нафтогаз України», еще десятки миллиардов ушли на увеличение уставного капитала государственных банков, для кредита Фонду гарантирования вкладов и расчетов правительства. Такое стремительное увеличение денежной массы повлекло за собой закономерное следствие в виде обесценивания гривны.

В этом же году, несмотря на повышение индекса потребительских цен на 40,1%, индекса цен производителей — на 22,7%, денежная масса фактически не увеличилась, хотя по аналогии с предыдущим годом этого следовало ожидать — как, собственно, и обесценивания гривны, указывают аналитики. За полгода 2015 г., в соответствии с данными, которые приводит ОО «Публичный аудит», монетарная база сократилась на 3,575 млрд грн; денежная масса увеличилась только на 10,9 млрд грн, а объем наличности в обращении — всего на 406 млн грн.

В подтверждение того, что имеющийся объем наличности в обращении не обеспечивает товарооборот, есть последние сведения о росте задолженности по выплате заработных плат, которая по состоянию на 1 июля 2015 года составила 1 млрд 915 млн 502 тыс. грн, увеличившись на 5,8% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом задолженность экономически активных предприятий составляет 1 млрд 435 млн 662 тыс. грн (75% от всей задолженности), предприятий-банкротов — 446 млн 529 тыс. грн (23,3%), экономически неактивных предприятий — 33 млн 311 тыс. грн (1,7%).

Отсутствие средств в обращении приводит к снижению выручки предприятий, поскольку купить их продукцию население не может в силу опять же отсутствия средств.

С точки зрения аналитиков, НБУ и правительство сознательно не идут на дополнительную эмиссию, поскольку понимают, что обязательным следствием увеличения денежной массы будет колебание курса гривны. «Хотя первые 5 месяцев 2015-го процесс эмиссии фактически был заморожен, регулятору придется пойти на этот шаг, ведь с июня начались и будут продолжаться в течение лета-осени выплаты ФГВФЛ», — утверждает Вигринский. Кроме того, неотвратимым процессом является индексация доходов, не проводившаяся в течение последних двух лет, и это при инфляции в 24,9% в прошлом году и ожидаемых почти 50% в этом.

Понятно, что индексация приведет к увеличению денежной массы, а следовательно, и повлияет на курс национальной валюты.

«Правительство и НБУ пока всеми силами отсрочивают этот процесс, но выравнивать спрос и предложение, финансировать экономику как-то нужно. До недавнего времени это делалось в первую очередь за счет изъятия накопленных сбережений у населения. И в подтверждение сказанного красноречиво свидетельствуют сообщения Нацбанка относительно купли-продажи валюты. Так, в феврале 2015 года население продало на $126,4 млн больше, чем купило, в марте — на $129,2 млн, в апреле — на $205,4 млн. Эта динамика, кстати, отслеживающаяся по кассам банковских учреждений, имеет тенденцию к росту из месяца в месяц, — говорит руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб. — Почему в условиях нестабильной экономики, непредсказуемости ее развития украинцы продают банкам собственные сбережения в ликвидной валюте? Вывод может быть только один: их личных гривневых доходов не хватает, а разрыв приходится ликвидировать за счет продажи валюты, в которой они хранили собственные сбережения».

До каких «лучших времен» НБУ и правительство смогут откладывать дополнительную эмиссию? Возможно, они надеются на значительные валютные поступления от кредиторов и доноров, которые смогут охладить валютный спрос, подогретый дополнительной эмиссией? А возможно, на то, что под давлением падения покупательной способности украинцев «продавцы/производители» начнут снижать стоимость своего товара ценой собственных прибылей? Ответов на эти вопросы у финансистов нет. Ясно одно, что уже совсем скоро ситуацию еще больше «подогреет» неминуемая эмиссия, потому что тот объем средств, который на сегодня обращается, совершенно не обеспечивает пропорцию между уровнями цен, номинального ВВП и доходами.

«ОСЕНЬЮ НАЦВАЛЮТА БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ В ДИАПАЗОНЕ 21-25 ГРИВНЫ ЗА ДОЛЛАР, ХОТЯ ВОЗМОЖНЫ И НЕБОЛЬШИЕ «СКАЧКИ»

Виталий ШАПРАН, финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг»:

— Сейчас для нас и для экономики есть три «валютных» сценария. Первый — пессимистический. Согласно ему, ожидается курс 25—30 гривен за доллар. То есть возвращение к курсу февраля 2015 года, который был экономике непонятен, был отторгнут системой, оказывал негативное влияние на банки и население.

Второй вариант — нейтральный. То есть нацвалюта будет оставаться в диапазоне 21—25 гривны за доллар. Конечно, возможны определенные «скачки» на наличном рынке из-за событий в Москве с рублем, ограничительных мер Нацбанка.

Третий сценарий — медленная ревальвация. Но при условии, если все же КМУ удастся переломить ход событий и существенно снизить падение экономики и украинского экспорта.

Вероятность первого сценария, думаю, минимальная, третий — тоже не слишком реалистичный. Поэтому считаю, что осенью события будут развиваться по второму сценарию.

Вместе с тем НБУ не будет инициировать эмиссию гривны, в том числе и для ФГВФЛ. Если Нацбанк будет четко придерживаться указаний МВФ, а Фонд известен своей монетарной жесткостью, Меморандум не будет предусматривать «допечатывания денег». Инфляционный эффект и так приводит к тому, что денежная масса остается неизменной, а экономика падает. То есть количество товаров в экономике и так уменьшается. Считаю, что этого и так более чем достаточно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать