Перейти к основному содержанию

Остались без «допинга»

Азаров считает невозможным введение пошлины на нефтепродукты
27 марта, 12:11

На украинском рынке нефтепродуктов наконец-то хотя бы пунктиром обозначилось какое-то положительное движение. Как сообщил на днях министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий, на следующей неделе, 29 марта, намерен возобновить свою работу Одесский нефтеперерабатывающий завод, долгое время (с октября 2010 года) простаивавший из-за отсутствия сырья.

«У нас есть технические возможности поставлять нефть морским путем на это предприятие, а также путем сухопутных транспортных коридоров. Сейчас собственниками отрабатывается контрактная составляющая относительно оптимальной системы загрузки сырой нефтью для дальнейшей переработки». (Напомним также, что «Укртранснафта» ранее заявляла о готовности обеспечить транспортировку сырья на Одесский НПЗ через морской нефтяной терминал «Південний», хотя, по мнению экспертов, такой маршрут делает переработку нефти на предприятии невыгодной). Министр рассказал также о переговорах, ведущихся правительством с новым собственником Лисичанского НПЗ — компанией «Роснефть». На апрель, по его словам, запланировано несколько раундов. Ставицкий надеется, что и это предприятие войдет в число действующих летом этого года.

Ставицкий не раскрыл повестки дня переговоров, но и без того известно, что основным их предметом является требование собственников НПЗ установить ввозную пошлину на импортные нефтепродукты, то есть прижать конкурентов. Как сообщалось, МЭРТ Украины 11 марта зарегистрировало жалобу четырех украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) о возбуждении антисубсидарного расследования в отношении импорта нефтепродуктов из Беларуси. Жалобщики — Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта», подведомственное группе «Приват»), а также Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ (подконтрольна тому же «Привату») и Шебелинский ГПЗ (входит в состав государственного ПАО «Укргазвыдобування»). Межведомственная комиссия по международной торговле может начать антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Беларуси, которое продлится почти целый год. А в итоге могут быть введены на пять лет ограничительные меры в отношении нефтепродуктов, поставляемых из Беларуси (в размере около $180,84/тонна).

Жалобы основаны на том, что Беларусь, как считают эксперты, предоставляет своим нефтепереработчикам шесть типов субсидий на общую сумму $180,84/тонна. Так что, кроме пошлины, требуется освобождение НПЗ от уплаты 30% сбора в размере валютной выручки ($165/тонна), компенсация заводам процентных ставок по банковским кредитам ($12,3/тонна), предоставление бюджетных кредитов и займов ($1,24/тонна). Авторы документа недовольны также беспошлинным экспортом биодизельного топлива из Беларуси, в то время как обычная ставка экспортных пошлин на нефтепродукты в Таможенном союзе превышает $200/тонна. По их данным, в отдельные периоды биодизель занимал 50% в структуре белорусского дизельного топлива, поставляемого в Украину. Жалобщики подчеркивают, что украинские НПЗ находятся в неравных условиях, а субсидирование белорусской нефтепереработки ведет к постоянному росту импорта топлива из этой страны.

«Тут можно нашим хозяевам НПЗ, — по словам Азарова, — сделать упрек, что они не занимались модернизацией, то есть приобрели заводы еще советского уровня, и выпускают эти заводы топливо стандарта достаточно низкого, с низким уровнем переработки, с большим количеством отходов. А в условиях мирового роста цены на нефть, в условиях огромной экспортной пошлины из России — больше $400 за тонну, — получается, что переработка на наших предприятиях неэффективна».

Заявления премьера почти полностью совпадают с мнением экспертов отрасли. Так, директор консалтинговой группы «А-95» (Киев) Сергей Куюн считает, что «в случае введения пошлины на белорусские нефтепродукты в размере $180/тонна, стоимость бензина и дизтоплива на АЗС вырастет минимум на одну гривну за литр. Это сделает цены на топливо в Украине выше, чем в Литве, Польше и даже Германии (без учета акциза и НДС)». «В 2012 году белорусские нефтепродукты занимали 40% украинского рынка, — признает Куюн. Но тут же прогнозирует: — В случае введения пошлины Беларусь переориентирует свои нефтепродукты на рынки Европы, тогда как в Украине этот ресурс будет замещен топливом, главным образом, за счет российской нефти и российских нефтепродуктов, которые по итогам 2012 года занимали в структуре украинского топливного рынка всего 14%».

«Россия неоднократно демонстрировала умение переходить к нерыночному ценообразованию, — предостерегает эксперт, — и ограничивать доступ к своим углеводородам, это мы видели и по отношению к Беларуси и к Литве, и к Украине на примере ситуации 2009 года». «Поэтому сложно говорить об эффективной загрузке украинских НПЗ и в целом об их стабильном обеспечении сырьем, — делает вывод эксперт. — В 2005—2009 годах правительство сначала отказалось от крайне выгодных газовых договоров с Россией, а потом заключило новые соглашения, сделавшие цену на газ для Украины наивысшей в Европе. Рассматривая возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты, нынешнее правительство имеет шанс повторить ту же ошибку, но уже в нефтяной сфере: разрушить диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов, отказаться от источников топлива с самой выгодной стоимостью и тем самым спровоцировать рост цен».

Со сказанным можно согласиться, если бы не одно обстоятельство: очень сомнительно, что собственники НПЗ начали работать себе в убыток. И тут есть два варианта: либо на рынок Украины выйдут новые безработные, либо правительству придется компенсировать владельцам НПЗ их убытки. Третий вариант, когда при введении пошлины на хозяев НПЗ будут работать потребители — граждане Украины, пока отложен. Вопрос в том, долго ли продержится беспошлинное состояние. Его «День» задал президенту ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леониду Косянчуку. «Ситуация, действительно, очень интересная, — сказал эксперт. С другой стороны, Азаров понимает, что в ответе за экономику пока что именно он, премьер. А ему как никому другому известно, к чему приведут пошлины. Так что не берусь спрогнозировать, сколько еще времени их не будет. Думаю, пропорционально тому, сколько есть у наших властей здравого смысла. А если кто-то сочтет, что у нас недостаточно высокие цены на топливо, тогда введут пошлину. Все будет решаться в схватке прагматизма и скоротечных частных интересов. Будем надеяться, что победит все же здравый смысл».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать